Главная Карта Персоны Писатели и Север Контакты
Литературный Север / Литературная карта / Пинежский район

   Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова
   Деревня Веркола
   Надмогильный памятник Ф.А. Абрамову

Деревня Веркола

      Веркола разместилась в одном из самых живописных уголков Пинежья. С высокого угора далеко видны просторы полей, бесконечные, уходящие вдаль леса, многоводная Пинега, белеющие на другом берегу строения монастыря. 
      Здесь, в Верколе, родился и вырос писатель Федор Абрамов. Как часто любовался он этими просторами из окна своего дома: "И какие дали, какая ширь расстилается вокруг… Травяной луг… Травяные залы…". Конечно, не только красота природы привлекала писателя в родной деревне, но и стихия народной жизни, которую впитало в себя его творчество. 
      Ежегодно приезжая в Верколу после войны, Ф. А. Абрамов оказался свидетелем тяжелой жизни в деревне. Голод, непомерные налоги, каторжная работа в колхозе и на лесозаготовках. 
      Тетралогия "Братья и сестры", повести "Безотцовщина", "Вокруг да около", "Пелагея", "Алька", "Деревянные кони" - эти и многие другие произведения Ф. Абрамова были написаны на основе его наблюдений над жизнью деревни в течение сорока лет. 
      "Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками", - писал Ф. Абрамов в дневнике. 
      Приезжая в Верколу в 50-60-х годах, Федор Александрович останавливался в доме своего брата Михаила Александровича Абрамова. Дом родителей не сохранился. От всей усадьбы осталась лишь боковая пристройка - малая изба, в которую семья перебиралась на зиму. В этой избе и родился Ф. А. Абрамов на исходе зимы 1920 года. Бывая в Верколе, писатель не имел возможности жить в этом доме, который принадлежал посторонним людям. В 1974 г. писатель купил нежилую избу через дорогу от родного пепелища и в течение месяца перестроил её. "Строили дом десять местных умельцев - вспоминает Л. В. Крутикова-Абрамова, - но во всех работах принимал участие сам Федор Александрович. Летом следующего года дом принял своих жильцов - писателя и его супругу Людмилу Владимировну. С тех пор каждое лето он становился для семьи Абрамовых "приютом трудов и вдохновений". Здесь Абрамов закончил черновой вариант романа "Дом", сделал заметки к циклам рассказов "На моем угоре", "Трава-мурава", к "Чистой книге". "В этом доме, - говорил он в день своего 60-летия, - моя душа, мое сердце". Сейчас рядом с ним покоится прах писателя. Памятник на его могиле сначала был деревянный, в 1990 году установили каменный обелиск, изготовленный по проекту близкого друга писателя Ф.Ф. Мельникова. 
      Так на абрамовском угоре символично соединились начало и конец его земного бытия. 
      Недалеко от дома растет старая лиственница - потомок древней лиственничной рощи, некогда шумевшей на веркольском угоре. С описания этой лиственницы начинается роман "Братья и сестры": "Пекашино распознают по лиственнице - громадному зеленому дереву, царственно возвышающемуся на отлогом скате горы". Под абрамовским угором веркольская пекариха Екатерина Макаровна Абрамова (прототип главной героини повести "Пелагея") проложила тропинку, по которой каждое утро она ходила на пекарню в монастырь. Эта тропинка и поныне называется "Паладьина межа". 
      Продолжением жизни Абрамова в памяти и душах почитателей его таланта стал Литературно-мемориальный музей, созданный в 1985 году. Расположился он в здании бывшей сельской школы, построенной в 1876 году настоятелем Веркольского монастыря игуменом Феодосием (Ореховым). С 1928 по 1932 годы в ней учился будущий писатель. Первая экспозиция музея была открыта в 1986 году, последняя - в юбилейный 2000 год. Экспонаты, расположенные в четырех его залах, рассказывают о 30-летнем творческом пути Федора Абрамова. 
      Проходя по деревне, можно встретить людей, ставших прототипами персонажей его книг, увидеть дома, в которых живут его друзья и родственники. В нижнем конце деревни находился дом Ириньи Павловны Заварзиной или "тетушки Ириньи", как ласково называл ее писатель. В детстве он был в ее доме частым гостем. Тетушка Иринья своей добротой и лаской врачевала его детские обиды и разочарования. "Единственная, может быть, святая, которую я в своей жизни встречал на земле", - так спустя много лет говорил о ней Федор Абрамов. 
      На другом берегу реки - небольшая деревушка Смутово, где родился замысел повести "Деревянные кони": 
      "Я люблю эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменем, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах… Но особенно меня восхищают пижемские дома - большие бревенчатые дома с деревянными конями на крышах". 
      В своем первозданном виде старинный дом с конем встречается в современных деревнях не так уж часто. Многие переделаны, обшиты. Веркола в этом смысле не исключение. Но некоторые дома все же сохранились. Особенно живописен дом Анны Васильевны Абрамовой - один из самых старых в Верколе. 
      Большинство веркольских домов построено в середине XIX - начале XX века. Но исторические корни Верколы уходят в далекое прошлое. Возникла она, как и другие пинежские деревни, в процессе освоения Севера Новгородским, Ростовским, Суздальским, а позднее Московским княжествами, который начался в XII веке и завершился после включения северных земель в состав единого русского государства. К началу XVI века были основаны все существующие ныне поселения. К этому же времени относятся и первые упоминания о Верколе как о сложившейся крестьянской общине. Они связаны с именем святого Артемия Праведного, в честь которого был основан Веркольский монастырь. Как повествует легенда, веркольский отрок Артемий, погибший во время грозы на поле близ селения Ежемень, был обнаружен нетленным спустя 33 года после погребения. Мощи Артемия обладали чудодейственной целебной силой. В Веркольскую приходскую церковь, на паперти которой положили мощи, началось паломничество. В 1610 г. новгородский митрополит Макарий освидетельствовал мощи и благословил перенести их в церковь. Тогда же были составлены Житие Артемия и служба ему. В 1653 г. на пожертвования кеврольского воеводы Афанасия Пашкова были воздвигнуты храм в честь Артемия, ограда вокруг него и кельи для монахов. В 1649 г. монастырь был утвержден указом царя Алексея Михайловича с вручением грамоты. 
      Наивысшего своего расцвета обитель достигла в конце XIX века благодаря трудам двух настоятелей - архимандритов Феодосия и Виталия. В 1897 году был построен двухэтажный каменный собор с двумя приделами: в честь Успения Богородицы и в честь Рождества Христова. Освещал храм Иоанн Кронштадтский. На быстро растущие средства монастыря велось строительство каменных корпусов для братии, гостиниц, мельниц, кузниц, скотних дворов. В конце века монастырь был одним из крупнейших на Севере. В 1890 г. он стал именоваться первоклассным. 
      После революции монастырь закрыли, а его строения перешли в собственность государства. До наших дней из строений монастыря сохранились каменная Артемьевская и деревянная Никольская церкви, двухэтажный каменный корпус, где размещались настоятельские и братские кельи, трапезный трехэтажный корпус с церковью. При взгляде на остатки этого некогда прекрасного и величественного сооружения вспоминаются слова Федора Абрамова: " Памятники искусства и культуры - это огромные генераторы духовной энергии, которая вложена в них создателями их, а также людьми, которые на протяжении столетий им поклоняются. Разрушая памятники, вы убиваете самое ценное на Земле - духовную энергию, аккумулированную в памятниках". 
      В 1990 году монастырь был возвращен Церкви, и с осени 1991 года в Артемьевском храме возобновлены богослужения. 
      Современная Веркола - это большое село, в котором около двухсот домов. Облик её обновляется, но теряет при этом свою первозданность, неповторимость. Это поистине уникальное село, и нравственный долг ныне живущих - сохранить его для будущих поколений.

     Фотографии:
Хярга. Дорога в Верколу
Веркола. Абрамовский косик.
"Родина - это то, без чего невозможно представить жизнь человека. Я вкладываю в это понятие прежде всего нравственный смысл. Для всякого честного человека любовь к Родине - это святой долг по ее возвышению и, когда надо, защите. Только люди с пустой душой теряют сыновнее чувство к Родине".

Федор Абрамов. "Самая прекрасная страна"

Веркола. Абрамовский угор
Веркола. Родительский дом
Веркола. Улица.
"Я родился в деревне, в крестьянской, самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами… и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия… деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня - это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык."

Ф.А.Абрамов. Слово в день 60-летия. 29 февраля 1980 г.Б/зЮ

Веркола. Дом Иняхина Ивана Васильевича, прототипа героя рассказа Ф.А.Абрамова "Последний старик деревни".
Построен в начале ХХ века. Приобретен музеем в 1990-х годах. После реставрации в доме будет воссоздан интерьер крестьянского дома первой половины ХХ века.На втором этаже разместится выставочный зал для показа картин местных художников и изделий народных мастеров.
Веркола. Дом Абрамовой Анны Васильевны.
"Бесподобные бревенчатые дома - богатыри, дома - крепости с их непременным деревянным конём, горделиво восседавшим на двускатной тесовой крыше, символом крестьянского счастья и благополучия, амбары, целой улицей выстроившиеся на передках села…"

Ф.А.Абрамов. "В краю родникового слова".

Веркола. Дом Ставрова Константина Павловича, описан в тетралогии Ф.А. Абрамова "Братья и сёстры". 
В 30-е годы на нижнем этаже дома была Веркольская школа, в которой учился Федор Абрамов, а на верхнем этаже размещалась контора колхоза "Лесоруб", позднее - Веркольского отделения совхоза "Быстровский".
Веркола. Амбары.
Пинежье. Дорога на Смутово. 
"Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменем, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздернутыми журавлями, нравились вместительные амбары на столбах с конусообразными подрубами - чтобы гнус не мог подняться с земли. Но особенно меня восхищали пижемские дома - большие бревенчатые дома с деревянными конями на крышах".

Ф.А.Абрамов "Деревянные кони".

Веркола. Литературно-мемориальный музей Ф.А.Абрамова.
Музей был создан 1 апреля 1985 г. Экспозиция разместилась в здании бывшей начальной школы, в которой с 1928 по 1932 гг. учился Фёдор Абрамов.
Из книги отзывов посетителей музея: "Есть ваш дом - есть память о человеке на земле…"

Актёр Игорь Скляр.

Веркола. Могила писателя Ф. А. Абрамова. Памятник изготовлен по проекту Ф. Ф. Мельникова, петербургского художника и близкого друга Ф. Абрамова, установлен в августе 1990 г.
Артемиево-Веркольский монастырь
Артемиево-Веркольский монастырь
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова