Главная Карта Персоны Писатели и Север Контакты
Литературный Север / Литературная карта / Приморский район

Сергей Александрович ЕсенинНа фотографии: Сергей Александрович Есенин

(3.10.1895, с. Константиново Рязанской губ. – 28.12.1925, Ленинград)

      Сергей Есенин родился в крестьянской семье, рос и воспитывался в семье деда по матери. Он учился в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904-1909), затем - в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909-1912) и на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского (1913-1914). 
      Стихи С. Есенин начал писать рано. «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я переделывал их на свой лад» («Автобиография», 1924). С августа 1912 года поэт жил в Москве. С 1914 года публиковал свои стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». В 1915 году Есенин переехал в Петроград. Здесь он получил высокую оценку А. Блока, З. Гиппиус, С. Городецкого. Сергей Есенин стал «сенсационным» открытием – как «дитя народа», как живой голос Руси. Его называли «рязанским Лелем», «рязанским Дафнисом». Стихи поэта появились во многих столичных журналах. Осенью 1915 года Есенин вошел в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда», которые стали первыми символическими объединениями поэтов «крестьянской купницы».
      В первой половине 1916 года С. А. Есенина призвали в армию, но благодаря хлопотам друзей он получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволило ему посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. В 1916 году вышел первый сборник стихов поэта «Радуница». Глубоко органическую, нерасторжимую связь Сергея Есенина с родным краем, запечатленную уже в этой, его первой книге, выразила позже в исчерпывающем афоризме Анна Ахматова: «Его не вырвешь из полей и рощ». Не менее определенно проявилось в стихах Есенина и духовное начало. 
      После Февральской революции 1917 года С. Есенин, сняв форму санитара, из Царского Села перебрался в Петроград. Он сблизился с поэтами Николаем Клюевым и Алексеем Ганиным. Ганин познакомил Сергея Есенина с секретарем-машинисткой редакции газеты «Дело народа» Зинаидой Райх, которой было 19 лет. Очень скоро Есенин увлекся ею. Николай Клюев не раз рассказывал поэту о красоте Соловецких островов. Он любовно описывал старозаветные обычаи, песни и плачи. «На потух заря пошла… Чуден остров Соловецкий», - писал Н. Клюев в своих стихах. «А в Соловках я жил по два раза, - вспоминал Н. Клюев в автобиографии. – В самой обители жил больше года без паспорта, а во второй раз жил на Секирной горе…». Как и поэта Клюева, Сергея Есенина тоже начали манить дали и острова Соловецкие. К тому же его привлекали старинные памятники архитектуры и искусства. 
      Летом А. Ганин решил навестить своих родителей, живущих в одной из деревень Вологодской губернии. Предложение поехать вместе с ним С. Есенин и З. Райх приняли с радостью. Известно, что С. Есенин и З. Райх обвенчались 30 июля 1917 года в Кирико-Иулиттовской церкви близ Вологды. Но литературоведы спорят до сих пор, когда же состоялось это событие: перед тем, как они поехали на Север, или на обратном пути в Вологду? По мнению дочери поэта, Т. С. Есениной, они побывали на Белом море до того, как обвенчались в Вологде. Убедиться в этом ей помогли воспоминания друга С. Есенина, В. С. Чернявского, и ее матери, З. Н. Райх. «Он (Чернявский) был частым гостем у молодых Есениных, - писала Татьяна Сергеевна, - и вот его слова: «Сергею доставляло большое удовольствие повторять рассказ о своем сватовстве, связанном с поездкой на пароходе, о том, как он «окрутился» на фоне северного пейзажа». «Из долго ночного рассказа матери я узнала, что ездили они до свадьбы, когда говорили друг другу «вы» и дело до объяснений еще не доходило, - вспоминала Т. С. Есенина. – Поездка так сблизила моих родителей, что на обратном пути, не доехав до Петрограда, они обвенчались в Вологде. …Ездили не одни, с ними были еще два молодых человека. Если мама и назвала их фамилии, то я их быстро забыла… Путешествие началось с того, что «все четверо» сели в поезд и двинулись к Белому морю. А, выйдя из поезда, куда направились? Я слушала рассказ матери в 1933 году, когда всем, от мала до велика было известно, что Соловки стали очень страшным местом ссылки. Если бы она их назвала, я бы этого, пожалуй, не забыла, а то, что ей не захотелось это слово произносить – тоже вероятно. Смутно помню, что какие-то другие места она называла, но это уж точно вылетело из головы, включая некую станцию в Лапландии... Вообще-то поездка на Север была и остается маленьким белым пятном в биографии Есенина. Где был, когда был, с кем, зачем – на этот счет надежных документальных свидетельств нет…»
      О поездке на Север С. Есенин не раз упоминал в своих автобиографиях. В автобиографии, датированной 1923 годом, он указал два географических пункта, которые посетил: Мурман и Соловки. В некоторых вариантах автобиографии Сергей Александрович писал: «Россию я исколесил вдоль и поперек, от Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии…В девятнадцатом – двадцатом – двадцать первом годах ездил по России: Мурманск, Соловки, Архангельск…»; «…За эти годы я был… на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках». Но кроме автобиографических упоминаний в письмах поэта, а также в воспоминаниях современников, никаких точных сведений о том, где был на Севере Есенин, нет. Поездка поэта по Северу нашла отражение лишь в одном стихотворении: 
      Небо ли такое белое
      Или солью выцвела вода?
      Ты поешь, и песня оголтелая
      Бреговые вяжет повода.
      Синим жерновом развеяны и смолоты
      Водяные зерна на муку.
      Голубой простор и золото
      Опоясали твою тоску.
      
      Не встревожен ласкою угрюмою
      Загорелый взмах твоей руки.
      Все равно – Архангельском иль Умбою
      Проплывать тебе на Соловки.
      
      Все равно под стоптанною палубой
      Видишь ты погорбившийся скит,
      Подпевает тебе жалоба
      Об изгибах тамошних ракит.
      
      Так и хочется под песню свеситься
      Над водою, спихивая день…
      Но спокойно светит вместо месяца
      Отразившийся на облаке тюлень.
      Сестра поэта Екатерина Есенина составила хронологическую канву его жизни и творчества, в которой есть такая запись: «1917, апрель-май – Новая Земля, Архангельск, Мурманск, Соловки. Розыскания ряда исследователей (Н. И. Парфенова, В. В. Базанова, В. А. Сорокажердьева., А. В. Шабунина) по поездке Есенина на Север показали, что ни в Мурманске, ни на Новой Земле поэт не был. Его пребывание на Новой земле опровергает отсутствие фамилии С. Есенина в дневнике первого коменданта острова Новая Земля Тыко Вылко, который отмечал в нем имена всех, сходивших на берег Новой Земли. Однако исследователи установили, что С. Есенин вместе со своим другом А. А. Ганиным и З. Н. Райх (но не в апреле-мае, а в 20-х числах июля 1917 года) выехал в деревню Коншино Вологодской губернии на день рождения Ганина (28 июля). Потом, судя по их версии, друзья побывали в Вологде, Архангельске и плавали на пароходах в Белом море по Кандалакшской и Кемской линиям, посетив Архангельск, Умбу, Кандалакшу, Кереть, Кемь и Соловецкие острова.
      О поездке на Север хотела написать в своей книге воспоминаний З. Н. Райх. В плане этой книги (его оригинал хранится в ЦГАЛИ, в архиве В. Мейерхольда) было 33 пункта, и два из них посвящались путешествию на Север: Белое море, Соловки, рыбачка, чайка, стихи Ганина… А в пункте № 32 говорилось об эпизодах со странницей в Лапландии. Исследователь В. Белоусов пришел к выводу, что С. Есенин скрывался на Севере от армии Керенского. Другие считали, что поэт не был ни на Соловках, ни на Мурманском побережье, и его автобиографии не считаются вполне надежным источником. К примеру, он написал, что был в Персии, тогда как всего лишь хотел туда поехать. Но когда стал известен план воспоминаний З. Н. Зайх, биографы признали, что поездка поэта на Соловецкие острова действительно была. «Говорят, в те времена поездка к Мурманскому побережью была бы довольно долгой и трудной, - писала Т. С. Есенина. – А вот по берегам Белого моря «все четверо», вероятно, какой-то путь все же проделали». 
      В 1997 году в издательстве «Рипол классик» вышло полное собрание сочинений С. А. Есенина. В разделе «Отрывки, неоконченное» было помещено стихотворение «Райское селение»: 
      Берег снежен, берег крут,
      Беломорский берег крут.
      Где ты, где ты, Кандалакша,
      Синий берег, тихий день
      На холму.
      Где ты, белый мой песок.
      Север милый, где ты, где?
      Вечер библиею красной
      Колыхался на воде.
      Помню, помню. 
      Составитель тома, в котором было помещено это стихотворение, А. А. Козловский в своих комментариях не указал дату и место написания стихотворения. Но ясно, что оно посвящено поездке поэта на Север. 
      В этом же году вышла из печати вторая книга 7-го тома академического собрания сочинений С. А. Есенина, куда был помещен черновой набросок этого стихотворения. И в черновом наброске, и во фрагменте стихотворения речь идет о Кандалакше. Это и есть то райское селение, о котором хотел рассказать поэт. Побывал ли он там? Судя по фрагменту и наброску – нет. В стихотворении звучит вопросительная интонация, судя по которой, поэт так и не увидел «райского селения»: «Где ты, где ты, Кандалакша». Исследователи биографии и творчества поэта предполагают, что маршрут С. Есенина был таким: Архангельск – Кузомень – Умба – Ковда – Кандалакша. Литературоведы считают, что поэт пересел в Ковде на другой пароход, идущий на Соловки, и так и не увидел «райского селения». 
      Был ли поэт на Соловках, сказать сложно. Сотрудник Соловецкого музея Ю. М. Критский писал, что достоверных и точных свидетельств пребывания С. А. Есенина на островах ни в музее, ни в литературе нет. Сохранилась пароходная книга паломников на Соловки, датируемая августом 1917 года, где есть запись о задержке парохода на 2-3 дня из-за непогоды, но записи о прибытии в монастырь паломников Есенина, Райх и Ганина нет. 
      В стихотворении Сергея Есенина называется старинный поморский поселок Умба, где живут рыбаки-поморы. Был ли поэт в Умбе, точно неизвестно. Но его интересовали предания, сказки и песни поморов. А разве можно было при этом обойтись без Терского берега, который всегда манил к себе любителей народной песни? Нужно учесть и то, что суда, курсирующие в те годы между Архангельском, Мурманским побережьем и Соловками, обычно заходили в Умбу…
      Андрей Шабунин в своей статье о Есенине писал о том, что поэт выступал перед слушателями в Архангельске. Но это выступление нигде официально не подтверждено. Ясно лишь то, что из Архангельска Сергей Есенин и Зинаида Райх поплыли на пароходе. А. Шабунин вспоминал, что во время путешествия по Северу Сергей Александрович впервые видел тюленей, выглядывавших из воды, слушал рассказы пассажиров про скиты и «древнее благочестие», про соловецких трудников, жадно впитывал в себя новые впечатления. 
      Приходится лишь сожалеть, что северная поездка поэта не нашла широкого отражения в его творчестве. Быть может, причиной тому была та «непогода», что качала «землю-корабль»: 
      Земля-корабль!
      Но кто-то вдруг
      За новой жизнью, новой славой
      В прямую гущу бурь и вьюг
      Ее направил величаво.
      Ну, кто ж из нас на палубе большой
      Не падал, не блевал и не ругался?
      Их мало, с опытной душой,
      Кто крепким в качке оставался.
      Это строки из «Письма к женщине» Сергея Есенина. Хоть и нет в рукописи посвящения, сделанного рукой поэта З. Н. Райх, но его устные рассказы, и рассказы современников, и свидетельства сына и дочери поэта – все говорит о том, что «Письмо…» писалось для Зинаиды Райх. И в нем – отголосок северной поездки 1917 года, когда Сергей Есенин, Алексей Ганин и Зинаида Райх путешествовали по голубым просторам Севера.
      В 1918 году в Петрограде вышла вторая книга стихов поэта «Голубень», подтвердившая талант Есенина, как самобытного поэта патриархально-крестьянской святой Руси. Впоследствии эта характеристика обернулась жесточайшей оценкой, а поэзия С. Есенина была заклеймена как «деревенски-идиллическая, окрашенная церковностью». Жизненный путь С. Есенина становился все более противоречивым, исполненным драматических коллизий. В гармонический, цельный мир есенинской Руси вторглась история. Об этом говорили уже сами заглавия новых поэтических сборников поэта: «Преображение» (1918), «Пугачев» (1922), «Песнь о великом походе» (1925), «Русь Советская» (1925). В 1919 году Есенин выступил одним из создателей русского имажинизма. Он мечтал не только о «проведении в жизнь силы образа», но и стремился к отдалению от патриархальной России, от клюевского «избяного космоса» и сближению с урбанистическим миром. Женившись в 1922 году на знаменитой американской танцовщице А. Дункан, поэт более года провел с нею в турне по Европе и Америке и возвратился оттуда «с ясной тягой к новому». 
      Последние годы жизни С. А. Есенина были отмечены трагическими противоречиями. Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. Сергею Есенину не удалось заглушить душевные муки при виде своей гибнущей родины. Он терял самообладание, и казалось, с безотчетной бесшабашностью губил свою жизнь. Но именно в это тяжелое для него время родились такие шедевры, как сборник стихов "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925 ), лирика последнего периода, потрясающая, как "подлинный документ", строки которого налились и сочатся кровью, напоены смертной тоской и томлением, одиночеством и предчувствием гибели. 
      Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах.


    Сочинения:

Автобиографии // Собрание сочинений : [в 5 т.]. Т. 5.— М., 1962.— С. 5-22; 
Стихотворения. Поэмы.— Мурманск, 1968.— 319 с.; 
Стихотворения. Поэмы.— Мурманск, 1969.— 319 с.; 
Небо ли такое белое // Собрание сочинений : [в 6 т.]. Т. 4. — М., 1978. — С. 138; 
Набросок стихотворения «Райское селение» // Полное собрание сочинений : [в 7 т.].— Т. 7. Кн. 2.— М., 2000.— С. 63.


    Литература:

Шабунин А. Страница из жизни Есенина // День поэзии Севера.— Петразаводск, 1967.— С. 60-62; 
Базанов В. Материалы к биографии С. А. Есенина // Есенин и современность.— М., 1975.— С. 287-341; 
Бурлак В. Сергей Есенин в Умбе // Живая Арктика.— 1997.— № 3.— С. 20; 
«…Проплывать тебе на Соловки». 80 лет назад Сергей Есенин побывал на Беломорье : из записок дочери поэта – Татьяны Есениной // Белый пароход.— 1997.— № 1.— С. 61-62; 
Сергей Есенин на Севере : сборник.— Мурманск, 1998.— 46 с.; 
Карохин Л. Алексей Ганин – друг Сергея Есенина.— СПб., 1999.— 112 с.; 
Кузнецова В. Райское селение // Наука и бизнес на Мурмане.— 2000.— № 6.— С. 81-82; 
Сергей Есенин (1895-1925) // Соловецкое море : историко-литературный альманах.— Вып. 2.— Архангельск, Москва, 2003.— С. 177; 
Письмо Т. С. Есениной, дочери поэта, В. Е. Кузнецовой // Летопись жизни и творчества С. А. Есенина : [в 5 т.]. Т. 2. / [общ. ред. А. Н.Захаров].— М., 2005.— С. 502 - 506; 
Юсов Н. Судьба хранительницы // Слово.— 2005.— № 5.— С. 36-47.


<<-- Суханов М.Д. | Казаков Ю.П. -->>
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова