Места на Литературной карте: Котласский район

Константин Яковлевич ВаншенкинНа фотографии: Константин Яковлевич Ваншенкин

(17.12.1925, Москва)

 

Константин Ваншенкин – поэт, прозаик, эссеист. Он родился в семье инженера. Детство Константина прошло в разных городах России, где его отец работал на заводах. В 1942 году из десятого класса школы К.Ваншенкин был призван в армию, служил в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Стихи начал писать в конце войны.

После Великой Отечественной войны Константин Яковлевич год проучился в Геологоразведочном институте, но после встречи с М. Исаковским, который одобрил его поэтические опыты, пришел в Литературный институт им. М. Горького. Первые стихи К. Ваншенкин опубликовал в 1948 году. Его первая книга «Песня о часовых» вышла в 1951 году.

В первых книгах К. Ваншенкина можно обнаружить откровенно слабые, но «идеологически выверенные» стихи, по тем временам дававшие пропуск в печать, и следы влияния старших современников. А. Твардовский прислал молодому поэту ободряющее письмо, в котором говорилось: «…Считаю вас, безусловно, талантливым из Ваших литературных сверстников».

«Мы еще не написали свою войну… Мы еще только начинаем понимать, что это такое», – признался поэт в 1951 году. К. Ваншенкин писал «свою» войну, и она отличалась от войны С. Гудзенко или С. Орлова, А. Межирова или М. Дудина. Характерно, что батальная сторона войны почти не занимала поэта. Сама по себе ратная служба, строй, порядок, «сержанта Прохорова власть», солдатское товарищество – это то, что в начале поэтического пути составило фундамент будущих обращений к военной теме.

С годами война виделась поэту издалека, как фрагмент истории, как граница бытия и небытия («В земле солдат намного больше, чем на земле»). Чтобы прийти к эпико-философскому осознанию человеческой жизни, ощущению ее подлинной цены, К. Ваншенкин нередко обращал взгляд в детство, в пору самых естественных импульсов души и тела. Истинной удачей поэта стало стихотворение «Мальчишка» (1951). Непритязательное на первый взгляд, оно покоряет психологической достоверностью, точно увиденным жестом, неожиданным поворотом сюжета.

Раньше многих в своем поэтическом поколении К. Я. Ваншенкин обратился к природе. Пейзаж – вначале робко, потом все более властно – обживал пространство его стиха, внося особую гармонию даже в будни армейской службы. Природа умиротворяла поэта, он с радостью следил за переменчивой игрой тонов и полутонов. В пейзажной лирике К. Ваншенкина преобладает ажурный, графический рисунок, но он не менее уверенно владеет и пастелью. В стихотворении «Снегопад» (1951) поэт впервые вводит в свой поэтический обиход слово «очарованье». Позднее этим старинным словом он определит суть поэзии. Знаком очарования отмечена и знаменитая, полная утренней свежести песня «Я люблю тебя, Жизнь», и, к примеру, пейзажный шедевр «Белой ночью на Двине». К.Ваншенкин больше склонен не к открытому выплеску чувств, как в песне, а к сдержанному, даже застенчивому лирическому высказыванию или развитию сюжета. Он прячет эмоции за внешним жестом.

Поэт не раз бывал на Севере: путешествовал по Северной Двине, Белому морю и Сухоне. Любуясь сиянием белых северных ночей, Константин Яковлевич испытывал наслаждение: «Мир излучает легкое свеченье, как будто бы мерцает изнутри», воспринимал этот мир как волшебство и «благодать». В 1967 году вышла книга К. Ваншенкина «Соловьиный коридор», куда вошли такие стихотворения, как «Белая ночь», «Онега», «Северные плотники», «Ночь на Севере», «Север» и др. «Это книга лирических стихотворений о Севере, – писал К. Ваншенкин в предисловии к своему сборнику. – Не об Арктике, не о Заполярье, а о старом русском Севере: Заонежье, Беломорье, Северной Двине, Сухоне, Вычегде. Это удивительные места, одни из лучших на земле, а может быть, и самые лучшие. Книга писалась не сразу и складывалась более десяти лет. Вероятно, и за этот, в общем-то, немалый срок автору не удалось написать обо всем, что он увидел, узнал и полюбил».

«Стихи о Севере отчетливо выявили, по крайней мере, две особенности дарования поэта: его глубокий интерес к людям трудовых профессий и умение показать рабочего человека в труде и в быту», – писал литературный критик Ал. Михайлов. Наблюдательный поэт заметил о Северной Двине, что «к Архангельску от Устюга упруго идет вода, пропахшая сосной…» Великая северная река в его стихах живет напряженной жизнью. Поэт не поклоняется природе и не пассивно созерцает ее. Главным мотивом его стихов становится идея преобразования и разумного использования природных богатств.

К. Ваншенкин обживает Север, оценивая его с точки зрения нравственности:

 

…Я сделался нынче серьезен,

Отбросил совсем суету.

Живя у подножия сосен,

Нельзя не смотреть в высоту.

 

Просторы Севера поразили воображение поэта. Бывая здесь, К.Ваншенкин искал и находил то, что более всего соответствовало состоянию его души. Это сказалось и в стихах поэта:

 

И словно в надежде спасенья,

Тревогу наивно глуша,

В мой край, отдаленный, осенний,

На север рванулась душа.

 

Константин Яковлевич писал о людях трудовых профессий: плотниках, лесорубах, сплавщиках, любовался их хваткой и человеческим достоинством.

Во время войны будущий поэт-песенник К.Ваншенкин подружился с жителем города Котласа Архангельской области Бориславом Бурковым. После Великой Отечественной они на какое-то время потеряли друг друга из вида, но в 1959 году Борислав Николаевич увидел в журнале «Юность» стихи и фотографию своего фронтового друга. Написал в редакцию, чтобы узнать адрес, и дней через десять получил письмо от Константина Ваншенкина. Между друзьями завязалась переписка, они стали встречаться. О поездке поэта в Котлас можно узнать из его стихов и прозы. Он назвал одну из своих книг «Поездка к другу» – по одноименному стихотворению, посвященному Б. Буркову.

Ал. Михайлов в книге «Моя Гиперборея» рассказывает о своем путешествии на Север вместе с Константином Ваншенкиным. Когда поэт собирался в путешествие по Северу с Ал.Михайловым он, прежде всего, хотел повидать своего фронтового друга. Путешествие, в котором приняли участие литературный критик Ш.Галимов, главный редактор Северо-Западного книжного издательства Т.Трескина и архангельский журналист Евгений Салтыков, состоялось летом 1972 года. С железнодорожного вокзала в Архангельске друзья поехали на Красную пристань и сели на катер «Северодвинец». Сперва отправились вверх по Двине к Малым Корелам. Затем на пути были Вавчуга, Бобровская запань, село Ломоносово и Усть-Пинега. В последнем населенном пункте путешественники пересели на пассажирский теплоход «Олекма», где для пассажиров прозвучала радиопередача с участием Константина Ваншенкина. Поэт прочел несколько своих стихотворений, были исполнены песни на его слова.

Теплоход приплыл в Котлас, где состоялась долгожданная встреча К.Ваншенкина и Б. Буркова. Ал. Михайлов писал, что эта встреча была очень трогательной: «Я смотрел на этих двух немолодых уже людей, ветеранов войны, смотрел в их глаза, которые в этот момент говорили больше слов; слова были обычные, ритуальные, ничего не значащие, а в глазах словно отразилось прошлое, оно связывало старых солдат».

От Котласа к Архангельску путешественники отправились на теплоходе «Индигирка». Журналист Евгений Салтыков попросил Константина Яковлевича написать песню о красавице Северной Двине. Спустя два месяца после поездки К.Ваншенкин показал Ал. Михайлову свое стихотворение «Белой ночью на Северной Двине». А спустя время появилась на свет и песня о красивой реке-труженице. Музыку к песне «По Северной Двине», прозвучавшей по архангельскому радио и телевидению в канун Октябрьской годовщины, написал известный композитор Ян Френкель. А ее слова были напечатаны в газете «Правда Севера».

Шло время, но Север всегда жил в душе поэта, иначе на свет не появились бы такие стихи:

 

Я считаю, нет моей вины,

Что в Москве мне видится сиянье

Той воды, где Северной Двины

И прекрасной Вычегды слиянье…
     

Север мой незыблемо стоит,

На ветру сияет и сквозит,

Где-то за горами, за долами,

Будто весь обставлен зеркалами.


     

… Как бы жил на свете без него,

Пахнущего горькою сосною?

Мне уже не страшно ничего

За его зубчатою стеною.

 

В 60-70-е гг. К.Ваншенкин написал сборник рассказов «Армейская юность» (1960), повести «Большие пожары» (1964), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977). Поэт высказывался против эстрадного бума в поэзии, который достиг своего пика в середине 60-х гг. Стихи, читавшиеся их авторами перед массовой аудиторией, он называл «текстами… для чтения вслух». Для него единственно возможной оставалась традиционная форма общения с читателем. Будучи чужд декларативности, К.Ваншенкин был убежден: простота и ясность – высшее проявление гармонии.

Первая «оттепель» конца 50-х гг. дала толчок к развитию медитативной лирики, где одной из самых привлекательных тем стало осмысление текучести, переменчивости времени. В поэзии К.Я. Ваншенкина особое значение имеет ритмический рисунок стиха, его тональность и мелодика. Не случайно многие стихотворения поэта положены на музыку, стали популярными песнями («Я люблю тебя, Жизнь», «Алеша», «Вальс расставанья», «Как провожают пароходы», «За окошком свету мало» и др.)

В книге Константина Ваншенкина «Ночное чтение» (1994) выражена не затухающая боль от потери любимого человека – его супруги, поэтессы Инны Гофф, которая побудила поэта вглядеться в «красный угол», где «трепет крохотной свечи», где «вьется ангелок». Стихи Константина Яковлевича удивляют свежестью рифмы и чистотой образа.

Сочинения:

Лирика. — М., 1959. — 228 с.; 
Соловьиный коридор : стихи. — М., 1967. — 173 с.; 
Поездка к другу : стихи / вступ. ст. Михайлов Ал. — М., 1971. — 255 с.; 
Еще одно десятилетье : лирика. — М., 1990. — 383 с.

Литература:

Михайлов Ал. На Север за песней (Константин Ваншенкин) // Михайлов Ал. Моя Гиперборея. — Архангельск, 1999. — С. 143–164;
Кисляков В. Ориентиры десантника Буркова // Вечерний Котлас. — 2003. — 8 мая. — С. 4.