Главная Карта Персоны Писатели и Север Контакты
Литературный Север / Литературная карта / г.Северодвинск

   Памятник М.В.Ломоносову

Памятник М.В.Ломоносову

     Находится в центре площади, образованной при пересечении проспекта Ленина и улицы Ломоносова. Авторы: скульптор М.С. Алещенко и архитектор М.Д. Насекин.
     Памятник открыт 1 ноября 1958 года.
     Скульптурная фигура, изготовленная из медных пластинок, установлена на высоком цилиндрической формы постаменте, облицованном гранитной крошкой. Памятник монументален, но в привлекающей своей мощью фигуре Ломоносова отсутствует парадность. Великий ученый изображен в простой повседневной одежде, без парика, держащим в левой руке свиток с проектом освоения Севера.
     Вот что вспоминает архитектор М.Д. Населкин, один из авторов памятника: «Это была одна из наших первых совместных работ. М.С. Алещенко получил в Москве мастерскую на Гоголевском бульваре.
     Здесь он выполнил несколько эскизов из глины. Один из них был одобрен Художественным советом. По договору на памятник отпускалась незначительная сумма, она и определила материал: фигура из меди (выколотка), постамент из бетона.
     Алещенко работал по всем правилам академической школы: сначала вылепил с натуры обнаженную фигуру, обернул ее марлей, а затем как бы одевал в складки одежды, чтобы не затронуть "живое тело" человека. Эскиз в размер модели отлил в гипсе и с него увеличил фигуру. С костюмом же было немало хлопот. В костюмерной одного из театров он взял на несколько дней камзол, накидку, башмаки и чулки, какие носили во времена Ломоносова. По этим предметам жена скульптора Александра Борисовна выкроила из материи и сшила на гипсовую фигуру полный костюм. Таким образом, скульптор имел уменьшенную реальную модель, на которой заложил и зафиксировал заколками складки одежды так, как ему было нужно. С этой модели он лепил фигуру М.В.Ломоносова в натуральную величину памятника...
     Мы много думали о голове Ломоносова. Как ее изобразить? В шляпе-треуголке, шапке или парике? В окончательном варианте решили: он местный житель, пришел в родные края с обнаженной непокрытой головой в знак уважения и преклонения перед своей землей".
     Сам памятник создавали московские скульпторы, но картуш (овальную пластину с фамилией и инициалами) отливали в цехе Спецзавода (Севдормаш). Ветеран стройки Н. В. Иевлев вспоминает: «До приезда в 1949 году московских лепщиков нас было трое... Самым способным был Подвальный, и когда стали обсуждать, кому лепить модель для ветвей лавра, то решили доверить эту работу ему. Он был счастлив тем, что оставит о себе в городе такую память».
     Памятник имеет значительную художественную ценность и относится к памятникам искусства государственного значения.

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова