Места на Литературной карте: г.Архангельск

Борис Викторович ШергинНа фотографии: Борис Викторович Шергин

(16(28) июля 1893 - 31 октября 1973)

 

На всем протяжении своей творческой жизни и три десятилетия, прошедших со дня его смерти, Шергин тихо и ровно светит нам, как негасимая лампада, и ждет, когда мы за ослепительными вспышками фейерверков и назойливыми неоновыми огнями разглядим этот ясный и негасимый свет и придем к нему.

Размышляя о природе таланта Бориса Шергина, Владимир Личутин пишет: «Поэзия освящается землею, в которой зародилась. Поэтому Шергин не мог бы родиться среди теснин Алтая и кержацких распадков Сибири, где взгляд упирается в ближний камень, наглухо заметанный лесами; он не мог бы появиться и на Урале, где люди слишком смело врубились в гору и больше смотрели в глубины, в пещерные тайны, чем в небо. И там возник Бажов. Не только житье лепит певца, но и рождение: родина входит в твою кровь неслышно от предков твоих»

Борис Шергин с полным на то основанием подчеркивал: «Родитель мой был старинного роду. Прадеды наши помянуты во многих документах Устюга Великого и Соли Вычегодской». Действительно, род Шергиных был хорошо известен в Великоустюжских землях. Ю.М. Шульман, тщательно изучавший родословную Бориса Шергина, отмечает, что его родовые истоки восходят к глубочайшей древности, а большинство представителей этого рода – «не сановного и не служилого, но все же весьма заметного в народной истории Севера», – были священниками. Родоначальником же «генеалогической ветви, ведущей напрямую к Борису Шергину», Ю.М. Шульман называет Ивана Шергина – сына устюжского священника и зачинателя династии Шергиных-солепромышленников. Однако и жизнь родителей Бориса Шергина, и его собственные детство и юность оказались связанными с Городом (так – с большой буквы, часто без указания названия, именовал в дневниках Шергин дорогой его сердцу Архангельск): «В 1865 году, по смерти моего деда, бабушка оставила родину навсегда и уехала в Город к морю. У моря началась трудовая отцова жизнь. Почти всю жизнь он плавал на мурманских пароходах. А матери моей предки (и дед мой по матери) век служили в Адмиралтействе при корабельных верфях». Род Шергина по матери --урожденной Старовской – коренные поморы. Прадед писателя Михаил Старовский, «мастер парусного художества», переехал в Соломбалу с берегов Белого моря. Его сын Михаил стал «парусным мастером 3-го класса» и владельцем мастерской по изготовлению парусов.

Когда 16 (28) июля 1893 г. Борис появился на свет, отцу его, Виктору Васильевичу, было сорок три года. Жила семья Шергиных в небольшом домике на улице Кирочной (ныне К.Маркса) недалеко от ее пересечения с Санкт-Петербургским (ныне Ломоносова) проспектом. Воспоминания о взаимоотношении родителей, об отношении их к детям, о родном доме оставляют навек в душе Бориса Шергина ощущение полного и незамутненного счастья. Жизнь, полная любви друг к другу, праведных трудов, увлечения «художеством», навсегда становится для него эталоном жизни.

Любовь к искусству Севера во всех его многообразных проявлениях – народному поэтическому творчеству и поморской «книжности», иконописи и народной росписи по дереву, к музыке и слову, ко всей богатейшей народной культуре зародилась в будущем писателе именно здесь, в родном доме. Мать его, которая «на народе не пела песен, а дома или куда в лодке одна поедет – все поет», подруги ее, поморки-соломбалки, хранительницы богатейших северных фольклорных традиций, отец, увлекавшийся изготовлением моделей судов, его друзья-мореходы, что запоют песни – «ажно посуда в шкафу звенит», Пафнутий Осипович Анкудинов, знавший «на голос добрый десяток старин-былин», давали юному Борису Шергину возможность перенять богатства народного слова и народного искусства самым непосредственным образом – из уст в уста и из рук в руки.

Учился будущий писатель в Архангельской мужской губернской гимназии, получившей в 1911 году имя М.В. Ломоносова. В автобиографии Шергина есть такие строки: «Будучи учеником Архангельской гимназии, я сшивал тетради в формате книг и печатными буквами вписывал туда на память то, что казалось мне любопытно. Тщился украсить эти «книги» и собственноручными рисунками. …Кисти, краски, стамески, всякий инструмент для резьбы по дереву стали и моей страстью. Кроме кораблей, я делал модели северных церквей; утварь в северном стиле. Страсть к народному, самобытному искусству привела меня в Москву, в Строгановское художественное училище». Студентом старейшего художественного учебного заведения России – Строгановского центрального художественно-промышленного училища – Борис Шергин стал в 1913 году и никогда не жалел о сделанном им выборе. «Как праздник, вспоминаются мне годы пребывания нашего в Москве, в Строгановском училище. Талантливые педагоги-художники, такие, как С.С. Голоушев, С.В. Ноаковский, П.П. Пашков искру любви к искусству умели раздувать в пламя. …Сколько душевного веселья получили мы от наших походов в Абрамцево, Сергиев Посад, в Хотьково, в Богородское. Мы знали, что здесь начиналось возрождение народного искусства», – писал Шергин в рассказе «Виктор-горожанин». В этом же рассказе есть и такие строки: «Русь московская стала второй моей родиной». С 1913 года он начинает «делить жизнь» между Москвой и Севером, приезжая домой лишь на каникулы. Этот период жизни Шергина стал, вероятно, главным временем формирования его художественного самосознания, становления творческой личности. Он по-настоящему глубоко и полно осознал значение народной культуры и ощутил настоятельную потребность сделать все, что в его силах, чтобы не дать погибнуть «отходящей красоте».

В Москве Шергина заметили. Оценили не только его способности художника, но и прекрасное знание народного слова, умение петь былины, талант сказочника. В 1915 году студент-строгановец знакомится с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, которую привезла в Москву фольклористка О.Э. Озаровская. В этом же году в газете «Архангельск» появилась статья Шергина «Отходящая красота», в которой рассказывается о выступлении Кривополеновой в Политехническом музее и о том впечатлении, которое она произвела на слушателей.

Знакомится Борис Шергин и с известными учеными-фольклористами братьями Борисом и Юрием Соколовыми, а в 1916 году, по заданию академика А.А. Шахматова, отправляется в экспедицию для записи диалекта и фольклорных произведений в Шенкурский уезд Архангельской губернии.

После окончания училища, где Шергин занимался в живописно-декоративной, набойной, резьбы по дереву и эмальерной мастерских, он возвращается в Архангельск и с 1917 по 1919 год работает в Архангельском обществе изучения Русского Севера, а затем – в кустарно-художественных мастерских.

В 1922 году Борис Викторович переезжает в Москву и становится сотрудником Института детского чтения Наркомпроса. В 1924 году выходит его первая книжка – «У Архангельского города, у корабельного пристанища», оформленная им самим. Этой книгой, содержащей не собственные произведения автора, а записи текстов и мелодий фольклорных северных баллад, Шергин утверждает свое художественное кредо: посвятить свою жизнь тому, чтобы произведения устного народного поэтического творчества, «наши сказанья» «попали в писанья», чтобы не прервалась живая традиция северной культуры, продолжателем и хранителем которой он себя ощущал. Спустя полвека после выхода первой книги Шергина Юрий Шульман напишет: «Уже в первой своей книге, стремясь сохранить и запечатлеть живую полноту народного искусства… Шергин, в сущности, не перелагает, а оригинально преображает старины, по их же законам красоты, усиливая поэтическое впечатление «искрометного» народного слова нотами быстрого речитатива, а также авторскими, бесподобными по изяществу и «светлому перезвону» художественными иллюстрациями, таящими неподдельный аромат древнерусской живописи. Тройное дарование автора – сказителя, писателя, художника кисти, излучаемое книгой, создало ее удивительную цельность и редкую самобытность».

После выхода второй книги – сборника сказок «Шиш московский» (1930) – Борис Шергин становится членом Союза писателей, работает в составе оргкомитета и избирается делегатом на Первый Всесоюзный съезд советских писателей, проходивший в столице в 1934 году. С этого же года он переходит на профессиональную литературную работу. Он часто выступает в различных аудиториях с устным исполнением народных сказок, былин, баллад и собственных произведений, написанных как на основе фольклорных источников, так и под впечатлением рассказов земляков-поморов или воспоминаний о детских и юношеских годах, проведенных в Архангельске. Один за другим выходят сборники его произведений – «Архангельские новеллы» (1936), «У песенных рек» (1939), «Поморщина-корабельщина» (1947).

Последняя из названных книг, опубликованная в пору расцвета таланта Шергина, увидела свет вскоре после выхода печально знаменитых постановлений ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», кинофильме «Большая жизнь» и др., ознаменовавших начало беспрецедентной государственной кампании удушения искусства. «Поморщина-корабельщина» подверглась сокрушительному разгрому со стороны официозных критиков. Шергина обвиняли в любви к старому поморскому быту, консерватизме, отсутствии связей с современностью. Традиционный уклад поморской жизни, отразившийся на страницах книги, весь ее строй и смысл вступали в противоречие с идеями устремленности в бесклассовое и безбожное интернациональное будущее. И критики испугались: вдруг современному читателю такая жизнь, какой живут герои Шергина, верные духовным ценностям дедов и прадедов, покажется слишком привлекательной, гораздо более привлекательной, чем чертежи безликого общества будущего?

Лишь через десять лет, в 1957 году, истинным ценителям творчества писателя удалось добиться издания очередной книги Бориса Шергина – «Поморские были и сказания», вышедшей в «Детгизе» с иллюстрациями знаменитого графика В.Фаворского. В 1959 году появляется один из самых объемных сборников произведений Бориса Шергина – «Океан море русское», а в 1967 – самое полное из его прижизненных изданий – «Запечатленная слава».

Впервые на родине Бориса Викторовича, в Архангельске, сборник его произведений, получивший название «Гандвик – студеное море», был издан лишь в 1971 году…

В конце 1870-х – начале 1980-х книги Шергина издавались и в Москве, и в Архангельске довольно часто и большими тиражами. Но в последние десятилетия коммерциализация книгоиздательского процесса привела к тому, что выход подобных сборников стал почти невозможен. Между тем ждут своего часа подготовленные к публикации дневники Бориса Шергина – поистине драгоценные записи, раскрывающие нам сокровенные духовные богатства писателя. В том, какую радость несут современному человеку эти дневники, как они способны укрепить и обогатить его, можно убедиться, познакомившись с их текстами по публикациям в сборнике «Изящные мастера» (1990) и журналах «Слово» (1990) и «Москва» (1994).

Уникальность Шергина, неповторимость его творчества в том, что он сумел органически соединить, слить две художественные системы – литературу и фольклор, дать народному слову новую жизнь – в книге, а литературу обогатить сокровищами народной культуры. Книги Бориса Шергина в наши дни как никогда актуальны и современны, даже злободневны, ибо в пору утраты представлений о духовных и культурных ценностях, оставленных нам в наследство прадедами, они возвращают нас к этим ценностям, вразумляют, радуют, обогащают. Не только достоверностью изображаемого и «хорошим знанием поморского быта», что ставили писателю в заслугу рецензенты, ценны произведения Шергина. Он показывает читателю жизнь, наполненную высоким смыслом, жизнь, основанную на безукоризненных нравственных принципах. В 1979 году Виктор Калугин писал: «Чем больше вчитываешься в эту своеобразную поморскую летопись, составленную нашим современником, тем больше убеждаешься: не прошлому, а настоящему и будущему принадлежит она». Думаю, что это время – время Шергина пришло.

Галимова Е.Ш.,
доктор филологических наук, профессор

 

Памяти Бориса Шергина

 

Воспоминания мастера художественной фотографии В. Г. Ускова о встречах с Б. В. Шергиным. Режиссер фильма: И. Орлова.

 

Сочинения:

Собрание сочинений : [в 4 т.] / [сост. Ю. М. Шульман ; подбор ил.: В. В. Перцов].— Москва : Москвоведение, 2012 – 2015.— Т. 1.— 2012.— 446 с. ; Т. 2.— 2013.— 494 с. ; Т. 3.— 2014.— 493 с. ; Т. 4.— 2015.— 495 с.

***

У Архангельского города, у корабельного пристанища : сб. старин / текст и рис. Б. В. Шергина ; предисл. А.К. Покровской ; муз. Записи С.Е. протопопова.— Москва : Гос изд-во, [1924].— 52 c. : ил. ; ноты.

Шиш Московский / худож. А.Самохвалов.— Москва ; Ленинград : Госиздат, 1930.— 80 с. : ил.

Архангельские новеллы / предисл. и рис. Б.В. Шергина.— Москва : Советский писатель, 1936.— 192 с. : ил.

У песенных рек / худож. Б. В. Шергин.— Москва : Гослитиздат, 1939.— 196 с. : ил.

Поморщина-корабельщина / худож. А. Усачев.— Москва : Советский писатель, 1947.— 244 с. : ил.

Поморские были и сказания / вступ. ст. Н. Емельяновой ; худож.: В. А. Фаворский, А. Ф. Билль.— Москва : Детгиз, 1957.3 272 с. : ил.

Авдотья Рязаночка : былины в пересказе Б. Шергина / предисл. автора ; худож.: В.А. Фаворский, А. Ф. Билль.— Москва : Детгиз, 1958.— 32 с.: ил.

Океан-море русское : поморские рассказы / [предисл А. Югова ; послесл. В. Сякина ; худож. В. Бродский].— Москва : Молодая гвардия, 1959.— 352 с. : ил.

Запечатленная слава : поморские были и сказания / предисл. авт.; худож. Э. Аронов.— Москва : Советский писатель, 1967.— 439 с. : ил.

Гандвик – Студёное море : сказы, были, новеллы / вступ. ст. В. сякина ; худож. А. Т. Ноговицын.— Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1971.— 206 с. : ил.

Избранное / сост. и авт. вступ. ст. Ю. Ф. Галкин : худож. Г. Бурмагина.— Москва : Советская Россия, 1977.— 382 с. : ил.

Поэтическая память / сост. и авт. вступ. ст. Ю. Ф. Галкин ; послесл. В. Гусева.— Москва : Советская Россия, 1978.— 128 с.— (Писатели о творчестве).

Литература:

Галкин Ю. Ф. Борис Шергин : Златая цепь / Ю. Галкин.— Москва : Советская Россия, 1982.— 172 с.

Галимова Е. Ш. Книга о Шергине / Е. Галимова.— Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988.— 124 с.

Шульман Ю. М. Запечатленная душа : (очерк жизни и творчества Бориса Шергина).— Москва : Фонд Бориса Шергина, 2003.— 288 с. : ил.

Наследие Бориса Шергина : сборник статей / сост. и отв. ред. Е. Ш. Галимова.— Архангельск : Помор. ун-т, 2004.— 108 с.

Галимова Е. Ш. Домострой Бориса Шергина / Е. Галимова.— Архангельск, 2005.— 64 с.

Борис Викторович Шергин : биобиблиографический указатель / Арханг. обл. науч. б-ка им. Н. А. Добролюбова ; [сост.: В. С. Смирнова, Л. Е. Каршина ; науч. ред. Е. Ш. Галимова].— Архангельск : [АОНБ им. Н.А. Добролюбова], 2006.— 191 с.— (Северная библиотека). ЧИТАТЬ

Галимова Е. Ш. Земля и небо Бориса Шергина : монография /Е. Галимова ; [рис. Б. В. Шергина] ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова».— Архангельск : Изд-во Помор. ун-та, 2008.— 219 с. : ил.

Тычков М. А. Новое о Борисе Шергине : биографические сведения, изобразительное творчество / М. Тычков, Е. Галимова.— Архангельск, 2018.— С. 103-114.— Из содерж.: Список произведений Б. В. Шергина и литературы о нём / сост. Л. Е. Каршина.— С. 103-114. ЧИТАТЬ

***

Галкин Ю. Б. Отстоять самого себя : неопубликованный документ / Юрий Галкин. — 2023. — 8 с. 

Ссылки:

LIBRARY.RU

LIVEJOURNAL

Аудиозаписи с голосом русского былинного сказителя и писателя Бориса Шергина

Борис Шергин — писатель, сказитель, художник

Википедия

Детский сайт

Знаменитые люди Севера (Северодвинск)

Творчество Бориса Шергина и Степана Писахова

Шергинское научное сообщество

Хронос

 

Произведения Бориса Шергина:

Электронная библиотека RoyalLib.com

Библиотека Мошкова

Электронная библиотека ModernLib.Ru

Электронная библиотека TheLib.ru

Электронная библиотека FictionBook.ru

Электронная библиотека Bookz.ru

Литературный сетевой ресурс Litportal.ru

Музейная экспозиция, посвященная Б.В. Шергину