Главная Карта Персоны Писатели и Север Контакты
Литературный Север / Литературная карта / г.Северодвинск

Валентин Саввич Пикуль
13.07.1928, Ленинград – 17.07.1990, Рига

Прозаик. Родился 13 июля 1928 г. в Ленинграде. Отец - Савва Михайлович Пикуль - был родом из украинских землепашцев, мать - Мария Константиновна Каренина - из крестьян Псковской губернии. Валентину исполнилось три года, когда отца направили учиться в Ленинградский инженерно-экономический институт, по окончании которого Савва Михайлович поступил на судостроительный завод имени Жданова. В 1939 году С. М. Пикулю предложили контракт в городе Молотовске (ныне Северодвинск), где закладывалась новая мощная верфь. Он уехал один, Валентин с матерью должен был приехать в Молотовск, когда закончится учебный год.

"Мы выехали к отцу летом 1940 года, и пятый класс я заканчивал в школе № 6 Молотовска, что под Архангельском - в новом закрытом городе на болотах и морошке…" - писал Валентин Пикуль в биографическом повествовании "Я расскажу о себе сам". Жили Пикули в Молотовске в доме № 36 по Индустриальной улице. Настоящим праздником для пятиклассника Пикуля стало открытие во Дворце пионеров кружка "Юный моряк", в который он записался не раздумывая. Морское дело там преподавал бывший моряк Николай Иванович Сметанин. Он рассказывал ребятам о боевых коряблях, показывал, как вязать морские узлы, обучал флажному семафору. Любопытно, что именно с кружком "Юный моряк" связано первое упоминание имени Валентина Пикуля в печати. "С увлечением и серьезностью занимаются ребята в кружке "Юный моряк" в Доме пионеров… Витя Грязнов, Валя Пикуль, Коля Чернов - лучшие кружковцы - готовятся к сдаче норм на значок "Юный моряк"", - сообщала 26 декабря 1940 г. городская газета "Сталинец". 

В 1941 г. Валя сдал испытания за пятый класс. Впереди, казалось, ожидала радостная пора - каникулы у бабушки в Ленинграде, встреча с давними друзьями. Но война внесла в жизнь свои коррективы. Вернуться из Ленинграда до осени не удалось. Тринадцатилетнему мальчишке пришлось зимовать в осаждённом городе, полной мерой хлебнуть блокадной голодной и холодной жизни, тушить зажигалки, видеть смерть людей, разрушенные бомбёжкой дома. И возвращаться в 42-м "Дорогой жизни" одним из эшелонов, идущих в Молотовск с тысячами измождённых до предела людей, многие из которых погибли в пути.

В Молотовске отца уже не оказалось. Он ещё с декабря стал флотским командиром и отыскался в Архангельске. Савва Михайлович сумел пристроить жену на работу во флотский экипаж, который находился в Соломбале (островной район Архангельска). Это спасло её и сына. В Соломбале на тринадцатилетнего подростка навалилась цинга. Выпадали зубы, болели ноги. Легче становилось только, когда начинал бегать. Целыми днями Валентин пил хвойный настой и бегал по пирсу, пытаясь убежать от болезни. Потихоньку он начал поправляться.

Дальше жизнь В.С. Пикуля изменил случай. Как-то раз он увидел ребят, идущих строем по набережной Северной Двины в сопровождении матросов. То были будущие юнги. В романе "Барбаросса" Пикуль так вспоминал об этом событии: "13 июля 1942 г. мне исполнилось 14 лет… День своего четырнадцатилетия я отметил поступком, в котором никогда не раскаивался и раскаиваться не стану до самой смертной доски: я отпраздновал свой день рождения тем, что убежал из родительского дома…".

Юнги разместились во флотском полуэкипаже. Савва Михайлович пришел туда попрощаться с сыном - он добровольцем отправлялся на фронт в составе морской пехоты. "Я проводил взглядом его крепкую фигуру и не думал, что вижу его в последний раз", - вспоминал потом Валентин Саввич. Его отец погиб в 1942 году в битве за Сталинград.

Первая в стране школа юнг Военно-морского флота была образована приказом наркома ВМФ СССР (25.05.1942)на базе Соловецкого учебного отряда Северного флота, дислоцированного на Соловецких островах.

2 августа 1942 г. юнг высадили на Соловках. Соловецкий монастырь был занят учебным отрядом, и юнг отправили в глубь острова. Ночевали они в палатках, днем рыли котлованы под строительство землянок. Одновременно велся ремонт двухэтажного каменного корпуса для монахов, который в 20-е годы служил тюрьмой. Тюрьму переоборудовали в учебный корпус, а в тюремной церкви, под шатром её, оборудовали мостик боевого корабля - с мачтой, трапами, рубками и приборами. Учебный год начался точно в указанный срок. Начальником Школы был капитан 1-го ранга Николай Юрьевич Авраамов. Занимались ребята по десять-двенадцать часов в сутки. Радисты изучали азбуку Морзе. Рулевые работали со сложными навигационными приборами, учились прокладывать курс корабля и определять место в открытом море. Учеба была суровой. Шла война, подростки, которым не исполнилось и пятнадцати лет, дали присягу, и с них спрашивалось как с взрослых бойцов. "Что и говорить, на Соловках нас учили как спартанцев, - вспоминал Валентин Саввич. - А ведь попавшие в школу юнг были разными: и сильными, и слабыми, избалованными и "маменькиными сыночками". Но из каждого необходимо было сформировать боевого матроса, готового шагнуть на палубу корабля". В школе юнг формировались роты по специальностям, каждая рота была разделена на смены по 25 курсантов. Пикуля зачислили в смену № 22, специальность - рулевой-сигнальщик.

Все выпускные экзамены Пикуль сдал на пятерки и ему, как отличнику боевой и политической подготовки, можно было выбирать любой флот. Он выбрал Заполярье. В полуэкипаже Северного флота, куда прибыл юнга Пикуль по окончании учебы, ему вновь пригодились пятерки, заработанные на Соловках. Когда началось распределение, ему предоставили возможность самому выбрать, на каком корабле служить. Валентин выбрал эсминец, потому что на эсминце начинал свою морскую биографию его отец.

Эсминец "Грозный", на который определили Валентина, занимался конвоирование советских, английских и американских караванов, осуществляющих поставки по ленд-лизу, ходил на поиски пропавших судов. Согласно штатному расписанию, Пикуль занял на эсминце место рулевого. Рулевой, как он сам признавался, получился из него неважный. Для исполнения этих обязанностей у него просто не хватало силенок. И В. Пикуль принял решение отыскать себе другое место на корабле, где он был бы незаменим, как и другие члены экипажа. В ЦВМА (Гатчина) сохранился рапорт командира "Грозного", датированный 1943 г., в котором тот, обращаясь в штаб, просит "поставить на штатную должность штурманского электрика рулевого юнгу В.С. Пикуля, проявившего желание и настойчивость и овладевшего необходимыми знаниями быть специалистом". Многие годы спустя Валентин Пикуль писал: "Я делал во время войны свое маленькое, нужное для флота дело: следил, чтобы мой любимый гирокомпас давал кораблю истинный курс. Гирокомпас работал всю войну без выключений… Я да мой старшина - нас двое, а в сутках 24 часа, вот и получалось на каждого по 12 часов вахты ежедневно". С 1943 г. до конца войны служил В.С. Пикуль на эскадренном миноносце "Грозный". Последний год войны Пикуль встретил, исполняя на "Грозном" обязанности командира боевого поста, хотя не дослужился ещё и до звания матроса.

Служба на флоте определила жизненный путь Валентина. Она привила ему такие качества, без которых немыслим писатель: настойчивость, целеустремленность, душевную зоркость, способность критически оценивать себя и окружающих и - самое главное - любовь к тяжелейшему каждодневному труду. Период боевой юности отражён писателем в его рассказе "Прав я или не прав", в автобиографической повести для юношества "Мальчики с бантиками". "Юность… Она была тревожна, как порыв ветра, ударившийся в откинутое крыло паруса. Эта книга и посвящается юности - нелёгкой судьбе поколения, к которому я имею честь принадлежать…Тогда было суровое время жертв. И мы были готовы жертвовать. Многие из нас тогда же вступили на палубы боевых кораблей. Эту повесть составляют подлинные события", - так пишет автор в предисловии к повести "Мальчики с бантиками".

Тема подвига Северного флота раскрыта прозаиком в "документальной трагедии" "Реквием каравану PQ-17", опубликованной в первоначальном варианте в пятом номере журнала "Звезда" за 1970 г. Валентин Пикуль не был участником похода каравана PQ-17 - в 1942 г. он ещё учился в Школе юнг, но ему на эсминце "Грозный" довелось принимать участие в охране подобного союзного морского конвоя осенью 1943 г. В основу романа положены подлинные события войны - гибель в полярных широтах морского каравана союзников, шедшего с ценным грузом в Мурманск.

После окончания войны Валентин Пикуль был направлен в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. Руководил училищем капитан I ранга Н. Ю. Авраамов, возглавлявший во время войны соловецкую Школу юнг. Он сделал всё, чтобы снова собрать своих воспитанников. Валентин в училище проучился только год, в 1946 г. - демобилизован за "нехваткой знаний". Сказались четыре года, которые он провел не за школьной партой, а на палубе боевого корабля. "Контингент курсантов имел образование 7-9 классов, мне со своими пятью классами угнаться за ними было нелегко", - вспоминал Пикуль.

Рассказывая о своей жизни после училища, Валентин Саввич писал: "Много тропинок исходил я в поисках работы, и нигде меня не брали… - не хватало бумажки о семи классах образования". Эти годы были едва ли не самыми трудными в жизни В. Пикуля. Жил в беспросветной нищете, перепробовал много работ… Но именно тогда происходит крутой поворот в его жизни: Пикуль решает учиться самостоятельно и посвятить себя литературе.

Пытаясь овладеть секретами литературного ремесла, Валентин Пикуль стал посещать кабинет начинающего автора при Ленинградской организации Союза писателей. В начале 1948 г. В. Пикуль завершил свою первую повесть "На краю земли" и отнес её в редакцию журнала "Звезда". А в июле он заключил первый в своей жизни договор. Но в "Звезде" повесть не напечатали, редакция вернула рукопись автору ввиду слабости произведения. Первые публикации Пикуля увидели свет в 1950 году: в альманахе "Молодой Ленинград" были напечатаны рассказы "На берегу" и "Женьшень". В 1954 г. в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый роман "Океанский патруль". Писатель посвятил его Северу. Не единожды повторял писатель слова признательности суровому краю: "Север - это только кажущийся унылый пейзаж: вода, камни, небо. Какая тут история? Но ещё будучи юнгой, я видел старинные книги из Соловецкого монастыря, я прикасался к кожаным переплётам, и меня одолевали тревожные сомнения: для чего было монахам, сидящим в таких жёстких условиях, читать эти книги? Тогда лишь шевельнулись хрупкие корни моего любопытства. А, повзрослев, окунувшись в изучение Севера, я был ошеломлён величием и красотой этого края". Роман "Океанский патруль" был благожелательно встречен критикой, автора приняли в Союз писателей.

За 40 лет работы писатель создал 30 романов и больших повестей, объём которых составил свыше 600 авторских листов. В.С. Пикуль известен как автор исторических романов: "Баязет" (1961); "Париж на три часа" (1962); "На задворках Великой империи" (1964-1966); "Пером и шпагой" (1972), "Слово и дело" (1974-1975), "Фаворит" (1984). В романный цикл сложились книги о драматических событиях русско-японской войны под общим названием "Оборона": "Богатство" (1977), "Три возраста Окини-Сан" (1981), "Крейсера" (1985), "Каторга" (1987). Писатель не ограничивал себя крупными формами, ему принадлежит много произведений, названных "крохотными романами". Это исторические миниатюры объёмом 10-12 страниц, созданные на материале, оставшемся на периферии основных работ.

В.С. Пикуль на протяжении всего творчества не раз обращался к Северу. Так, в повести "Звёзды над болотом" описывается Пинега конца 19 века, где находился в ссылке Земляницын Никита, соучастник Каракозова. Повесть написана по материалам журнала "Каторга и ссылка". В исторических миниатюрах писатель рассказывает о вольном обществе китоловов. В романе-хронике времён Екатерины II "Фаворит" один из героев - П.А. Курносов - архангелогородец. В романе-хронике "Из тупика" повествуется о событиях в Архангельске, Мурманске, Петрозаводске в годы гражданской войны и интервенции. Среди действующих лиц - военный моряк Н.А. Дрейер.

Книги В. Пикуля популярны в России и за рубежом: они изданы в Болгарии, Чехословакии, Франции. В 1970-80-е гг. его романы заполняли "вакуум" в иторико-художественной литературе. Причиной читательского интереса стала также приверженность автора военно-патриотической теме и банально-приключенческому жанру. В.С. Пикуль награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1978, 1988), Орденом Дружбы народов (1984), орденом Отечественной войны 2-й степени. Ему присуждена Государственная премия РСФСР им. А.М. Горького (1988; за роман "Крейсера"), Литературная премия Министерства обороны СССР (1968; за роман "Из тупика"), премия им. М.А. Шолохова (1993, посмертно; за роман "Нечистая сила").

Именем писателя названа новая планета, спущен на воду теплоход "Валентин Пикуль". В Северодвинске (бывшем Молотовске) на доме по ул. Северной, 28 установлена мемориальная доска с надписью: "Здесь, в здании бывшей школы № 6, в 1940-41 гг. учился выдающийся русский писатель Валентин Саввич Пикуль". И всё это в память о нём, о Вальке из шестой школы, бегавшем когда-то по деревянным мостовым в рождающемся городе Молотовске.

     Соч.:

Полное собр. соч.: В 30 т. М., 1992-1999. 
Океанский патруль: Роман-хроника. - М., 1957.
Караван PQ-17 // Звезда.- 1970.- № 5.- С.3-109.
Реквием каравану PQ - 17: документ. трагедия. - Рига, 1979.
Площадь Павших борцов. Барбаросса : роман-размышление. - М., 1992.

     Лит.:

Шахов С. Встреча с тревожной юностью //Правда Севера.— 1975.— 28 декабря
Дмитриев М. Юнга Северного флота //Морской сборник. — 1978.— № 7.— С. 69 — 71
Мавродин В. Валентин Пикуль //Аврора. — 1978. — № 3. —С. 69 — 73
Журавлёв С. Чувство Родины. О творчестве Валентина Пикуля //Наш современник. — 1986. — № 9. — С. 135 — 147 
Каменев С.Л. «Любовь к истории питая»: Портрет писателя В. Пикуля. — М., 1990.: Гузанов В. Г. Правда о жизни и смерти Валентина Пикуля. — М., 1991
Гузанов В. Г. Правда о жизни и смерти Валентина Пикуля / В. Г. Гузанов.- М., 1991.
Пикуль А.И. Валентин Пикуль: Из первых уст. — М., 1995; Каменев С. Север предрасполагал к долголетию //Мир Севера. — 1998. — № 4. — С. 64 — 65
Каменев С. Север предрасполагал к долголетию // Мир Севера.- 1998.- № 4.- С.64-65.
Бурлов А.Н. А ты мне, улица родная … — Северодвинск, 2000. — С. 12 — 21 
Коняев Н. М. Валентин Пикуль / Н. Коняев.- Москва, 2007.

     Фотографии:

<<-- Аксенов Г.П. | 
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова