Главная Карта Персоны Писатели и Север Контакты
Литературный Север / Литературная карта / Пинежский район

Серафимович Александр Серафимович

      Литературная деятельность А. С. Серафимовича продолжалась шесть десятилетий. Она связала собой две огромные литературные эпохи. Серафимович вступил в литературу младшим современником Л. Толстого и А. Чехова, первые шаги молодого писателя получили одобрение В. Короленко и Г. Успенского. Серафимович явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX века. В то же время его творчество неотделимо от эпохи пролетарской революции. Он был одним из зачинателей пролетарской литературы.
      А. С. Серафимович родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской (ныне Цимлянский район Ростовской области) в семье донского казака, есаула, казначея казачьего полка. Детские годы провёл в Польше, затем в станице Усть-Медведицкой (с 1933 года — город Серафимович). В 1883-1887 годах учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. 
     Начало творческой биографии писателя связано с мезенской ссылкой, где им написан первый рассказ - «На льдине». Он был напечатан в буржуазно-либеральной газете «Русские ведомости» в 1889 году. В той же газете в 1890 году были напечатаны еще два рассказа Серафимовича - «В тундре» (в собрание сочинений вошел под заголовком «Снежная пустыня») и «На плотах». 
     В ссылке Александр Серафимович Попов (Серафимович) оказался по делу Александра Ульянова, с которым был в тесной дружбе в университете. Казнь Александра Ульянова потрясла Серафимовича, и он пишет пылкое воззвание, прокламацию, в которой призывает к борьбе с царизмом. Эта прокламация и послужила причиной ареста, а затем и ссылки Серафимовича. Департамент полиции извещал архангельского губернатора князя Голицына, что студент Петербургского университета А. С. Попов обвинялся в политической неблагонадежности и что «г. министр внутренних дел постановил: водворить его на жительство в Архангельскую губернию под гласный надзор на пять лет, считая срок означенного надзора с 11 июня 1887 года». 
     «Меня на север привезли два голубых архангела – два жандарма», - вспоминал много позднее писатель. 
     Архангельский губернатор назначил его в Мезень, где Серафимович пробыл год. С августа 1888 года до лета 1890 года он отбывал ссылку в Пинеге. 
     На южанина Серафимовича захолустный северный городок Мезень и суровый климат Заполярья произвели тяжелое впечатление: «Небольшой городок Мезень – очень глухое и гиблое место. Здесь ужасная сырость, туманы и почти постоянные дьявольские морозы!» 
     Вероятно, словами «глухое и гиблое» Серафимович характеризует не только тяжелый северный климат, но и условия социальной жизни северян. На литературном вечере в Москве 1 ноября 1933 года он делился своими воспоминаниями: «...поморы жили в нищете. Почему? – Да потому, что поморы бьют на льдине зверя, а на берегу сидит кулак. Для того, чтобы идти в море, нужны средства, нужна лодка, продовольствие, одежда, нужно оружие, припасы, а у поморов, конечно, ничего этого нет. Кулак им все дает и записывает. А когда помор с улова приходит, то оказывается, что у него не только ничего не осталось, но он ещё должен кулаку. И так из года в год беспросветно». 
     В ссылке Серафимович познакомился с П. А. Моисеенко, организатором знаменитой стачки на фабрике Морозова в Орехово-Зуево. 
     Рыбаки-поморы частенько заходили к политическим ссыльным, рассказывали им о своём житье. Тогда, по-видимому, и стал известен Серафимовичу случай, который лег в основу рассказа «На льдине». Рассказ этот писался долго, в течение целого года, и первыми читателями (вернее слушателями) его были товарищи по ссылке. Рассказ повествует о тяжёлой судьбе помора-бедняка Сороки, о его трагической гибели в море. Сорока вынужден идти в покрут к кулаку Вороне: у него ветхая курная избушка, семья, голодные дети, долги. И хоть весь промысел уйдет на уплату долгов, он рвется на льдину, чтобы добыть зверя хотя бы для того, чтобы расплатившись, снова можно было брать в долг. И уже возвращаясь с богатой добычей, он слышит, как дрогнул и заскрипел лед, отрываясь от береговой кромки. Бросить добычу – и он еще успеет спастись. Но страх голода и нужды оказывается сильнее страха смерти. Сорока вместе со своей добычей оказывается один на льдине, посреди пустынного холодного моря, обреченный на гибель. 
     В рассказе «Снежная пустыня» социальная основа несколько приглушена, потому что автор слишком большое место отводит описанию душевных переживаний своего героя во время поездки по тундре, его восприятия природы севера, пейзажным зарисовкам. Лишь часть довольно большого по объему рассказа занимает история самоеда Ламбея, убившего свою жену, и развязка этой истории. Но уже тот факт, что Серафимович одним из первых в русской литературе заговорил о маленьком, прозябающем в темноте и невежестве северном народе – ненцах (или самоедах, как их тогда называли), заговорил с сочувствием – уже одно это свидетельствует о гуманистическом направлении раннего творчества Серафимовича. 
     Рассказ «На плотах» близок по теме первому рассказу Серафимовича. Так же, как помора Сороку на льдину, крестьянина Кузьму Толоконникова выгнала в лес острая нужда. Его одолевают те же «думы о хозяйстве, о том, сколько выручит с плотов, как сведет концы с концами...» 
     Целую зиму рубит Кузьма лес, живет в курной таежной избушке, а «кругом на сотни верст ни жилья, ни человеческого голоса, только мерзлые, заваленные снегом болота да вековые леса вплоть до пустынного моря». А когда наступила весна, разлились реки, погнал Кузьма свой плот к Архангельску. Но вот впереди русло реки загородили севшие на мель плоты других мужиков. И Кузьма направляет свою плитку углом в шов загораживающего проход плота. Ценой непоправимого ущерба, нанесенного другим, Кузьма проводит свою «плитку», гонит ее в Архангельск и сдает лес. 
     Важнейшей особенностью раннего творчество Серафимовича был мужественный и суровый реализм в изображении людей труда, свободный от сентиментальной жалости и от неприязненного осуждения грубой жестокости их быта и нравов. Серафимович не скрывает, что его герои способны быть жестокими. Сорока спаивает самоеда, чтобы задарма отобрать у него оленей, Кузьма Толоконников, не задумываясь, разбивает плоты других сплавщиков, чтобы спасти свою плитку леса. Но в то же время писатель показывает, как в условиях изнуряющего труда выковываются выносливые смелые люди, способные выдержать нечеловеческое физическое перенапряжение и выжить тогда, когда, кажется, жить уже невозможно. 
     Идейное формирование Серафимовича как пролетарского писателя происходит позднее, под влиянием революционных событий 1906 года, под влиянием Горького. В ранних же произведениях он не идет дальше гуманистического протеста против невыносимых условий существования трудового люда. Но первые рассказы Серафимовича свидетельствуют о его демократической ориентации, о том, что с самого начала творчество писателя развивалось в русле демократических традиций передовой русской литературы. 
     В известной степени примыкает к трем первым и рассказ «Лесная жизнь». Рассказ этот под заглавием «В лесу» впервые был опубликован в 1908 году в первом номере журнала «Семья и школа». 
     Когда Серафимович был в ссылке в Пинеге, он, вопреки строгому запрету, нередко ходил с ружьем на охоту. Спутниками его были местные крестьяне, иногда мальчишки. Его восхищало умение деревенских мальчишек ориентироваться в лесной обстановке, выходить из самых затруднительных положений. Эти впечатления и нашли отражение в рассказе. «Я отобразил в рассказе обстановку своей ссылки, – говорит Серафимович. – дана природа нашего севера, – окрестности города Пинеги. Тут много озер с лесистыми островами. Местность очень живописна...» 
     Герой рассказа – двенадцатилетний крестьянский мальчик Митя, в основе сюжета – его ночное приключение на охоте. Это типичный охотничий рассказ, написанный уже уверенной рукой мастера. 
     Большое место в рассказе занимает колоритный лесной пейзаж. Но больше всего Серафимовича привлекает обаятельный образ деревенского паренька Мити. Писатель сумел проникнуть во внутренний мир юного героя, верно показал психологию подростка и дал глубоко оправданное и художественно тонкое изображение его переживаний во время ночного приключения на озере. 
     Особое место среди произведений Серафимовича на северную тематику занимает повесть «У холодного моря», впервые опубликованная в 1909 году в журнале «Современный мир». Это повесть автобиографическая, в ней с большими подробностями описана обстановка ссылки, жизнь и быт ссыльных в Мезени, среди которых, находился Серафимович. Как утверждает писатель, «в повести нет ничего сочиненного», даны «живые портреты». Серафимович не приукрашивает и себя в повести. Он правдиво воссоздает свои переживания в ссылке, смутное ожидание далекого и неуловимого счастья. «Сам я в ту пору был таким, как в повести, – рыхлым и несколько сентиментальным начинающим автором». 
     Однако повесть «У холодного моря», правдиво воспроизводящая быт и условия политической ссылки на севере накануне революционного подъема 90-х годов прошлого столетия, имеет определенное историко-литературное значение. Повесть эта – свидетельство современника, художественный документ, освещающий страничку прошлого, страничку из истории революционной борьбы в России на одном из ее этапов. 
     В большом творческом наследии А. С. Серафимовича, автора рассказов о 1905 годе, романа «Город в степи» и классического произведения литературы социалистического реализма – романа «Железный поток» – рассказы о севере не занимают ведущего места, но они имеют определенный интерес для читателя. Эти рассказы дают основание делать выводы о том, как в самом начале творческого пути формировались общественно-политические взгляды Серафимовича, как уже тогда определились некоторые особенности творческой манеры выдающегося писателя. 
     В 1890 году Серафимович получил разрешение отбывать оставшийся срок наказания на родине, в Усть-Медведицкой (1890-1892). Писатель много и плодотворно работает, создаёт прекрасные рассказы «Стрелочник», «Под землёй», «Ледоход», «Лихорадка», «Маленький шахтёр» и другие. 
     После издания книги «Очерки и рассказы» (1901) Серафимович переехал в Москву, вошел в литературную группу «Среда», познакомился с М. Горьким, сотрудничал в издательстве «Знание». В очерках и рассказах «Среди ночи», «Погром», «На Пресне» и других нашли отражение события эпохи революции 1905-1907 годов, после которой в творчестве Серафимовича усиливается историзм, углубляется понимание законов буржуазного мира (повесть «Пески» и др.). Роман «Город в степи» (1912) развёрнут как обобщённая история русского промышленного капитализма. Рассказы и очерки Серафимовича периода 1-й мировой войны 1914-1918 годов отличаются трезвым пониманием масштабов народного бедствия, показывают рост антивоенных и революционных настроений в народе. 
     Серафимович приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. Как военный корреспондент «Правды» был на многих фронтах гражданской войны. Стал членом КПСС в 1918 году. Военную публицистику Серафимовича высоко оценил В.И. Ленин. 
     Главным результатом писательской жизни Серафимовича стал роман «Железный поток» (1924) – одно из классических произведений советской литературы, в основу которого положен исторический факт – героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е. И. Ковтюха. В 30-е годы Серафимович опубликовал серию очерков о коллективизации «По донским степям» (1931), работал над автобиографическим произведением. 
     В феврале 1941 года Александр Серафимович приехал в Архангельск. Архангелогородцы тепло и радушно встретили автора знаменитого романа «Железный поток». 
     Руководитель Архангельского областного отделения Союза писателей К. Коничев пригласил Серафимовича в редакцию газеты «Правда Севера». Серафимович держался просто, приветливо. Говорил не спеша, слегка глуховатым голосом. За чашкой чая завязалась беседа, живая и непринужденная. Писатель, обстоятельно отвечая на вопросы, признался, что его давно тянуло на Север, с которым были связаны воспоминания молодости. Интересовался творчеством архангельских литераторов. 
     Несмотря на преклонный возраст, Серафимович развернул в Архангельске кипучую деятельность. На следующий день после приезда он выступил перед студентами и преподавателями педагогического института. В актовом зале не было ни одного свободного места. Юноши и девушки стояли в проходах, у стен. Аудитория встретила любимого автора рукоплесканиями. 
     16 февраля большой литературный вечер состоялся в зале Архангельского лесотехнического института. 
     Прошла встреча в областном драматическом театре, на которой присутствовало около двух тысяч человек. Писателя засыпали вопросами. 
     Серафимович пробыл в Архангельске почти две недели и ежедневно выступал: перед судоремонтниками завода «Красная кузница», рабочими Соломбальского лесозавода № 16/17, недавно построенного бумажного комбината, портовиками Бакарицы, лесопильщиками Цигломени, красноармейцами и пионерами. 
     Словно чувствуя скорое наступление военной грозы, писатель, в какой бы аудитории он ни выступал, страстно призывал зорко охранять Советскую Родину, быть готовыми к защите её, к жестоким битвам против фашизма. 
     Встречи А. С. Серафимовича с архангелогородцами стали примечательным событием в культурной жизни города. 
     Во время Великой Отечественной войны писатель побывал на фронте и снова взялся за перо. Военные рассказы писателя, как и всё его творчество, проникнуты глубокой верой в неисчислимые силы советского народа. 
     Умер А. С. Серафимович 19 января 1949 года в Москве.

     Соч.:

На льдине : рассказ // Русские ведомости.— 1889— 26 февр., 1 марта. 
Рассказы о Севере / [авт. предисл., сост. А. А. Михайлов].— Архангельск : Кн. изд-во, 1955.— 100 с. : ил. 
На льдине ; Снежная пустыня ; На плотах : [рассказы] // Собрание сочинений : в 7 т.— М., 1959.— Т. 1 : [рассказы, газетные очерки, фельетоны и корреспонденции].— С. 55 – 106. 
На плотах : [рассказы] // Собрание сочинений : в 7 т.— М., 1959.— Т. 1 : [рассказы, газетные очерки, фельетоны и корреспонденции].— С. 96 – 106. Читать 
На льдине : рассказ // Беломорье.— М., 1984.— С. 75-85. 
Гуси : рассказ // Север.— 1989.— 24, 31 янв., 7 февр.

     Лит.:

Серафимович А. С. [Автобиография] / А. С. Серафимович // Заря.— 1914.— № 7.— С. 9-10. 
Юревич Е. А. С. Серафимович в северной ссылке : к 70-летию со дня рождения / Е. А. Юревич // Звезда Севера.— 1932.— № 6/7.— С. 80-84. 
Серафимович А. С. Рассказ о первом рассказе / А. С. Серафимович // Комсомольская правда.— 1933.— 1 нояб. 
Михайлов А. А. Север в литературе / А. А. Михайлов.— Архангельск : Кн. изд-во, 1961.— 171 с.— Рассказы А. С. Серафимовича о Севере.— С. 3-20. 
Галимов Ш. З. Серафимович на Севере / Ш. З. Галимов // Север.— 1971.— №4 .— С. 121-128. 
Воспоминания современников об А. С. Серафимовиче : сборник.— М. : Советский писатель, 1977.— 591 с.— Из содерж.: Моисеенко П. Из «воспоминаний».— С. 18-24; Коничев К. Далёкое и близкое.— С. 356-361. 
Пономарёв Б. С. Серафимович в Архангельске / Б. С. Пономарёв // Правда Севера.— 1981.— 16 мая. 
Патарушин А. Гость рабочей Няндомы / А. Патарушин // Авангард.— 1983.— 19 февр. 
Чалмаев В. Александр Серафимович / В. Чалмаев.— Волгоград : Нижне-Волжское кн. изд-во, 1986.— 293 с.— Из содерж.: В свете северных сияний. В сумерках провинции.— С. 55-82. 
Пономарёв Б. С. А. С. Серафимович на Севере : (к 125-летию со дня рождения) / Б. С. Пономарёв // Памятные даты Архангельской области, 1988 год.— Архангельск, 1987.— С. 16-18. 
Федорков В. Серафимович на Мезени : 125 лет назад началась литературная деятельность автора «Железного потока» / Виктор Федорков // Двина.— 2014.— № 4.— С. 49-50.


<<-- Ларин О.И. | Суховерхова А.Е. -->>
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова