История формирования и развития Северного текста

Литература Севера как уникальное, самобытное явление со своими специфическими чертами окончательно формируется в конце XIX – в начале XX века, но сам процесс его становления не ограничивается такими узкими хронологическими рамками. На протяжении длительного периода шаг за шагом шло литературное постижение Севера, что в конечном итоге и позволило сложиться северной художественной и словесной культуре.

XVII век – новый этап в развитии литературы Севера и в подготовке почвы для формирования Северного текста. Об интересе к книжной культуре в нашем регионе говорит, прежде всего, появление различных библиотек. Конечно, главную роль в распространении и сохранении письменной культуры играли монастыри. Во многих обителях появляются книгохранительные палаты, свои переписчики, складываются свои школы письменности: мезенская, пинежская, северодвинская, красноборская. Важную роль в этом сыграли крупные старообрядческие центры. Так, своя манера письма и оформления книг возникает в Выгорецком общежительстве. Выгорецкие мастера переписывают книги «поморским полууставом» («поморское письмо»). Своя библиотека возникает в Усть-Цилемском старообрядческом центре. Здесь переписывались редкие книги, которые не переиздавались, но были популярны. Выработалась и своя письменная манера – «печерский полуустав».

Особого внимания заслуживает такое явление как крестьянские библиотеки – свидетельство грамотности и достаточно высокой общей культуры северного населения. Они включали служебную (церковную) и светскую литературу: святцы, жития, духовные чтения, молитвословы, учебные руководства (чаще всего – «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого), сказки, повести, позже лубок. Одна из самых ранних библиотек, известных исследователям, – собрание Поповых датируется XVII веком. Найдено в деревне Церкова Гора (Пинежский р-он). Библиотека включает 49 рукописей 14-17 веков и дополненных позднее изданиями 19 века: службы, Жития Зосимы и Савватия, русские и переводные повести, Сборник-конволют, Пинежский летописец и др.

Важнейшим культурным центром Севера и России в целом является Соловецкий монастырь. В кон. XV – нач. XVIвв. благодаря игумену Досифею в обители была собрана одна из богатейших библиотек. Он вложил в Соловецкий монастырь около 50 либо принадлежавших ему, либо специально переписанных, либо переплетенных по его заказу рукописей. Большинство книг было изготовлено по заказу Досифея в Великом Новгороде в 90-х гг. XV – нач. XVIв. Досифею принадлежит один из первых в древнерусской книжности экслибрисов. Эволюцию экслибриса игумена из владельческой или вкладной записи в самостоятельный книжный знак проследили Розов и Я.Н. Щапов. Изображения Досифея встречаются в лицевых списках Жития преподобных Зосимы и Савватия кон. XVI – нач. XVIIв. перед «Словом о сътворении Жития...»

1620-х – нач. 1650гг. – сложнейшее драматическое время в истории России, связанное с церковной реформой, смутами. Для Соловецкого монастыря этот период является эпохой наибольшего подъема духовной жизни и, как следствие, расцвета соловецкой книжности. На эти годы приходится деятельность целой плеяды крупнейших книжников Соловецкого монастыря: игумен Маркелл, Иоасаф Сороцкий, Гурий Путимец, Ефрем Квашнин, Александр Булатников, уставщик Геласий, Давыд Крестьянинов, Елеазар Анзерский, Иларион Суздалец и Сергий Шелонин. В Соловецкой обители создает окончательные редакции своего «Сказания» выдающийся писатель Авраамий Палицин. В 1620г. Авраамий прибыл в монастырь, по-видимому, против воли, где провел последние восемь лет жизни, скончался и был похоронен. Там он продолжал свой давно начатый труд: "История в память сущим предыдущим родам". Кроме этого труда, Авраамию принадлежит, быть может, одна из частей так называемого "Иного сказания" – "Повесть 1606г.".

Соловки стали единственным русским монастырем, который открыто выступил против нововведений Никона. Монастырские книжники, втайне от архиепископа, вступив в сношения с противниками реформы в Москве, начали собирать материал для её критики. Результатом напряженной многолетней работы явилось обширное "Сказание против новых книг", состоящее из 78 глав, составленное соловецким священником и книгохранителем Геронтием. Несколько позднее это сочинение было расширено автором до 93 глав, снабжено предисловием и оглавлением и получило название "Ответ вкратце Соловецкого монастыря к востязующим нас, чесо ради не оставляем истинныя своея благочестивыя веры". Характерной чертой этого сочинения является большое количество ссылок на используемые источники – печатные книги и рукописи ряда средневековых монастырских библиотек, включая патриаршую. На основании этого труда в 1667 году был составлен исторический документ – «Пятая соловецкая челобитная».

С Севером связана судьба ещё одного известного русского писателя – протопопа Аввакума.

Крупнейшим центром старообрядцев-беспоповцев в 17 веке становится Выговская пустынь. Здесь же возникает и своя литературная школа, которая оказала влияние на развитие всей северной литературы. Постепенно выговцы выработали свой богослужебный устав, учитывающий отсутствие священства. Дисциплинарная часть выговского устава, сложившаяся в первые годы существования общежительства, получила письменную фиксацию в 20-30-х гг. XVIIIв.

Стремясь сохранить память о своих первых учителях, выговцы разыскали почти все их сочинения, активно собирали и записывали устные предания о них. Этот материал лёг в основу многочисленных исторических и агиографических сочинений выговских авторов. В 10-30-х гг. XVIIIв. на Выге был создан исторический цикл о старообрядческом движении в России со 2-й пол. XVIIв., который включил «Виноград Российский» и «Историю об отцах и страдальцах соловецких» С.Денисова и «Историю Выговской пустыни» И.Филиппова.

В Выговском общежительстве была создана единственная в старообрядчестве литературная школа, представлявшая собой вариант московского барокко 2-й пол. XVIIв. Особая манера, восходящая к древнерусскому стилю «плетения словес», многообразие риторических приемов, сложный и порой архаизированный язык этих произведений предполагали высокий уровень грамотности читателей. Основатели школы, сами талантливые и плодовитые писатели, братья Денисовы воспитали плеяду учеников, к числу которых относятся Т.Петров, Д.Матвеев, Г. и Н.Семёновы, М.Петров, Филиппов, В.Д. Шапошников, А.Иродионов и другие. В выговской литературной школе получили развитие почти все жанры, существовавшие в Древней Руси: агиографические, историческое повествование, летописание, сказания, различные виды слов (торжественные, воспоминательные, надгробные и др.), проповеди, послания, поучения, полемические сочинения, службы, силлабическая поэзия. Наряду с духовной лирикой развивалась и светская. Важной особенностью выговской литературной школы являлось то, что она активно вбирала черты, присущие крестьянской культуре. К концу 18 века творчество выговских писателей развивалось все более изолированно от общерусского литературного процесса.

Особый вклад в развитие литературы Севера внесли письменные труды различных путешественников, по той или иной причине оказавшихся в нашем регионе. Особый интерес представляет произведение иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина. В 1883 году в Санкт-Петербурге выходит в свет его книга «Афонская гора и Соловецкий монастырь» 1701-1706 годов. По утверждению архимандрита Леонида, автора вступительной статьи, сочинение «Сравнение Афонской горы с Соловецким монастырем и описание леса (т.е. деревьев и кустарников) на св. горе» в своем целостном виде печатается впервые. Помимо указанного оригинального сочинения, принадлежащего перу Дамаскина, сборник включает и выполненный иеродиаконом перевод с греческого на русский произведения Иоанна Комнина «Проскунитарий св. горы Афонския или описание святыя горы Афона». Известно, что в конце 90-х годов 17 века Дамаскин достаточно продолжительное время (13 месяцев) живет на Афоне, поэтому, работая над переводом сочинения доктора Иоанна Комнина, он имеет возможность опираться и на собственные впечатления. Знакомство Дамаскина с Соловецкой обителью происходит несколько позже и становится ещё одним этапом духовного постижения сакральной сути Божьего мира.

18 век – значительная веха в формировании литературы Севера. Она складывается и из творчества тех мастеров слова, что родились в этом регионе, и из произведений авторов, оказавшихся на Севере волею обстоятельств.

Крупнейшим писателем, чье творчество формируется под влияние северной культуры и северного пространства является М.В. Ломоносов. Северный опыт постоянно находил отражение в научных и литературных трудах Ломоносова. Именно он определил своеобразие той картины мира, которая сложилась в сознании великого учёного. Образ мира, представленный автором в художественных текстах, и модель мира, представшая в научных трудах исследователя, неизменно выдавали в Ломоносове его северное, поморское, происхождение. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. считают, что Ломоносов также «исходит из северной идентичности России… В своем творчестве он позиционирует Россию исключительно как северную державу. В письме Шведской Академии наук он говорит о «родном вам и нам Севере». Естественным образом, его философский дискурс имплицируется как «северный подтекст» российской философии»[1].

Задумываясь о будущем России, М.В. Ломоносов постоянно обращается к северной теме. Она в разных аспектах настойчиво звучит в его научных трудах и художественных произведениях. Химик и физик, географ и экономист, философ и поэт обращают свои взоры к Северу в лице великого исследователя и неизменно находят предмет для размышлений. Но все эти грани разнообразных интересов М.В. Ломоносова соединяются воедино и воплощаются в художественной картине мира, представшей перед нами в абсолютной своей полноте в одах, поэмах, стихах замечательного художника слова. Такой подход нашёл отражение и в художественном воплощении образов Мира, России, Севера и Соловков, представленных в «героической поэме» «Пётр Великий», к работе над которой М.В. Ломоносов приступил в 1756г. Северная тема звучит и в одах писателя: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

В 18 веке появляются произведения, в которых соединяются два взгляда на Север: естественнонаучный и художественный. Факты, детали, научный материал перемежается поэтическими картинами природы и архитектурных памятников. И здесь необходимо отметить появление целой группы архангелогородцев – просветителей, историков, географов и писателей одновременно. Они внесли большой вклад в сохранение и изучение архивных материалов, исследование Белого моря и его берегов, составление и уточнение карт.

Особое место среди общественных деятелей 18 века занимает архангелогородец А.И. Фомин (1733–1801?). В 1759 году совместно с автором «Краткой истории о городе Архангельском» Василием Васильевичем Крестининым, известным историком, он организовал в Архангельске первое в России Частное историческое общество. Целью его было изучение по архивным документам местной старины. В.В. Крестинин был известен не только в Архангельске, но и в широких научных кругах Москвы и Санкт-Петербурга. В 1786 году он был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук, а в 1790 году становится её почётным членом. «Краткая история» (1792) представляет собой не только научный труд, но и интереснейший памятник литературно-публицистического стиля 18 века с ярко выраженным мемуарным началом. Произведение написано в форме вопросов и ответом (95 вопросов), типичной для экклезиаста и философских диалогов, получивших распространение в просветительской научной и литературной традиции. В.В. Крестинин является также автором патриотической поэмы на историческую тему. К сожалению, текст произведения не сохранился.

А.И. Фомин внес не меньший вклад в развитие культуры и образования Севера. В 1767 году он организовывает первую книжную торговлю в Архангельске. А.И. Фомин, по уверению В.В. Крестинина, был «лучший нынешнего времени в Архангелогородском посаде писец в прозе и стихах»[2]. Лирика этого яркого мастера слова не сохранилась, но мы имеем возможность познакомиться с удивительным его творением «Описание Белого моря с его берегами и островами вообще». В 1789 году Фомин осуществляет поездку на Соловки – давняя мечта писателя. В результате этого путешествия рождается книга – сплав научного исследования и литературно-публицистического стиля. Написано в форме писем, адресованных анонимному «милому другу», в которых подробно излагается естественнонаучный материал: описывается ландшафт, климатические условия, флора и фауна Белого моря и прибрежных районов.

Свою лепту в формирование Северного текста внесли академик Иван Лепехин, автор «Дневных записок путешествия», Петр Челищев, Я.Я. Мордвинов.

Одно из ранних художественных описаний Архангельска и Соловков мы находим в «Путешествии по Северу России в 1791 году» Петра Челищева. Он отправляется на Север в одиночку, по собственной инициативе и на собственные средства. Причины, побудившие писателя совершить это путешествия, до конца не ясны. Возможно, это любопытство, желание познакомиться со стратегически важным для России регионом, не исключены и паломнические цели.

Картины, нарисованные в «Путешествии», отличаются точностью и лаконичностью. Архангельск предстает в деталях, статистических данных. Указывается и численность населения, и количество храмов, называются и другие городские постройки. Писатель приходит к выводу, что Архангельск – это не провинция, не периферия, а важный для страны экономически центр: «В России из первых торговых мест должен почесться город Архангельск»[3]. Он убежден, что правительство должно способствовать процветанию города. В целом произведение содержит немало точных критических замечаний по поводу экономического состояния региона.

В изображении Соловков автор делает акцент на наиболее существенных приметах. Всех, кто особенно впервые посещает остров, поражает величественность, монументальный характер монастырских строений. С описания, стен, башен и церквей зачастую и начинается постепенное формирование образа Соловков в записках путешественников и странников, в поэмах и повестях, легендах и сказаниях. Картина, представленная Челищевым, не отличается поэтическими изысками, но конкретна и зрима, что помогает передать строгий и торжественный облик обитель. «Внутри оного монастыря строения всё каменные из кирпича, а стена, что вокруг монастыря, сделана наподобие крепости, с восьмью башнями из дикого камня»[4].

Особый интерес представляют записки новоладожского помещика капитана Якова Яковлевича Мордвинова (родился в 1729). Он совершил четыре паломнические поездки на Архангельский Север в 1744, 1752, 1764 и 1777 гг. и оставил воспоминания о столь важных в его жизни событиях. В 1888г. правнуком капитана Владимиром Мордвиновым была издана рукопись Якова Яковлевича «Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова». Записки Я.Я. Мордвинова в жанровом отношении представляют собой в большей степени образец паломнического путешествия. Главной целью странствия автора и его спутников стало поклонение святым местам. Это и определяет подходы к описанию пути и мест, которые им довелось посетить во время поездки.

Первое паломничество Яков Яковлевич совершает в раннем возрасте («будучи недорослем»[5]) и записывает свои юношеские впечатления, а впоследствии описывает и остальные поездки к святым местам. Все четыре путешествия объединены в одном журнале. Каждому странствию посвящена отдельная глава, построенная по одному и тому же плану. В первой главе автор подробно описывает сам путь, указывает место и время остановок, называет монастыри и храмы, которые он посещал во время паломничества. Соловки – это великая конечная цель, но дорога к северному духовному центру пролегала через соприкосновение с духовной жизнью России в разных её проявлениях, через знакомство с замечательными местами. Соловецкий остров – это итог долгого духовного пути. Такой подход к пониманию и изображению островной обители станет обычным в культурной жизни ХIХв. В путешествиях XVIII столетия мы пока ещё не находим прямых указаний и размышлений на эту тему, но уже ощущается, как складывается столь важная духовная традиция.

Путешественников 18 века прежде всего привлекают духовные центры Севера, важнейший из которых Соловки. Этот интерес отразился и в литературе.

Архангельский Север становится объектом литературного описания и зарубежных путешественников. Уже в первых подобных текстах возникают некоторые ключевые черты, общие места, встречающиеся затем в записках более позднего времени. Д.Николаев во введении к сборнику «Северные ворота России. Сообщения путешественников XVI–XVIII веков об Архангельске и Архангельской губернии» указывает, во-первых, на лаконичность описаний местности, во-вторых, на общие композиционные особенности текстов. Исследователь отмечает, что «Ричарду Ченслору принадлежит первое описание окрестностей будущего города Архангельска, носившего название пристани Архангела Михаила». Д.Николаев подчеркивает, что в этих описаниях «мы впервые сталкиваемся с той лапидарностью, которая впоследствии будет характерна для записок всех английских путешественников: по сути, Ченслор лишь перечисляет крупные города от Холмогор до Москвы, производящиеся в них и вокруг них товары и способ их доставки из одного места в другое»[6]. Север воспринимается английским читателем не как экзотический мир (например, таково видение Сибири), а как «одомашненное» пространство, где уже многое знакомо и не требует дополнительных пояснений.

В первой половине девятнадцатого века продолжается активное формирование литературных традиций на Архангельском Севере. Факторами, повлиявшими на бурное развитие литературы, являются: 1.Активное посещение русского севера путешественниками, паломниками, чиновниками. 2.В силу ряда обстоятельств в начале 19 века на север по служебным делам приезжает ряд известных писателей, таких как Измайлов, Свиньин, Филимонов, Чижов. Их визиты оказали важное влияние на формирование литературных вкусов, развитие определенных литературных тенденций. Они сыграли определенную просветительскую роль. Приезжая из столиц эти писатели знакомили Архангельское общество с литературными новинками и актуальными направлениями в развитии эстетической мысли. 3.Важный фактор – это наличие в Архангельске 3 крупных учебных учреждений: Архангельской городской гимназии, Духовного училища и Немецкого училища. И хотя, по замечанию Измайлова, в городской гимназии образование оставляло желать лучшего, но тем не менее наличие этих учебных заведений формировало в Архангельске определенную среду, состоящую из достаточно образованных, филологически грамотных людей. В гимназии, на ряду с родным языком, преподавался французский, а среди архангельской интеллигенции явно наблюдался интерес и к английскому, что нашло отражение в переводческой деятельности ряда архангелогородцев. Так, например, Михаил Федорович Истомин, редактор «Губернских ведомостей», владел, помимо французского, еще латинским, греческим и коми языками.

В 1838 в России в губернских центрах были учреждены Губернские Ведомости. Появилась и официальная газета Архангельская губернии, издававшаяся с 1838 по начало 1918 года. Губернские ведомости создавались как газеты официального характера. Они должны были облегчить работу канцелярий, сократить срок ознакомления местных (уездных, сельских, волостных) органов власти с важнейшими решениями центральных и губернских властей. По штатному расписанию редактор и писец (как минимум один) должны были состоять при Первом отделении Канцелярии губернского правления. Жалование им назначалось из доходов типографии. Первый номер Архангельских губернских ведомостей появился 5 января 1838 года. Все присутственные места были обязательными получателями газеты. Один экземпляр АГВ отпускался бесплатно в Архангельскую публичную библиотеку. Ведомости делились на две части: официальную и неофициальную. Первая состояла из двух отделов: царские манифесты, указы Сената и Комитета министров, распоряжения губернского правления и объявления центральных и местных учреждений. Наиболее интересной для исследователей является неофициальная часть, в которой публиковались статистические, исторические, этнографические материалы, частные объявления, цены на продукты, метеорологические наблюдения. Периодичность издания: 1838-1866 – 1 раз в неделю, по средам; 1867-1899 – 2 раза в неделю, по средам и субботам.

 К началу XIX века относится создание многочисленных комплексных описаний северных губерний. В основном - рукописные сводки по Архангельской губернии, в т.ч. Статистическое описание Архангельской губернии за 1802, 1815, 1836гг.; Сведения о городах Архангельской губернии, собранные Министерством Внутренних дел и т.д. Эти и другие материалы были использованы при составлении интереснейших и весьма полезных сводных географических работ середины девятнадцатого века. В 1845г. в Петербурге И.И. Пушкаревым, с помощью Н.А. Полевого, И.М. Годеонова и одного безымянного офицера Корпуса Горных Инженеров было составлено описание Архангельской губернии. Эта книга явилась частью больших работ по описанию многих губерний Российской империи. До ее выхода в свет уже были выпущены аналогичные характеристики Новгородской, затем Вологодской и Олонецкой губерний. В Архангельских ведомостях сотрудничали следующие краеведы и исследователи: архимандрит Вениамин, М.Заринский, М.Истомин, П.И. Крузенштерн и др.

В начале 19 века освоение севера приобретает новый характер по сравнению с 18 веком. Можно выделить несколько новых тенденций, наблюдающихся в целом в России, в отношении знакомства с северным краем. Прежде всего, как и раньше, идет естественно-научное и экономическое открытие Архангельско-Олонецкой губернии. В связи с этим север посещают с инспекциями различные государственные чиновники, такие как П.П. Свиньин или Я.Н. Озерецковский, или участники научных экспедиций. Например, в 1821г. в составе группы, возглавляемой Ф.П. Литке, известным ученым и мореплавателем, Север посетил Н.А. Чижов. В 1823г. в журнале «Сын Отечеств» он опубликовал подробное описание природы Новой Земли, а позже, в Якутской ссылке, напишет стихотворения о Севере. Выполняя служебные обязанности, эти писатели одновременно оставляют и свои художественно-публицистические замечания по поводу жизни Северного края. В 1837 году свои путевые впечатления, полученные во время посещения Архангельского Севера, обнародует В.Д. Яковлев.

Особый интерес представляют путевые очерки Якова Николаевича Озерецковского «Плавание по Белому морю и Соловецкий монастырь» (1835 год). Оказавшись на севере с инспекцией тюрем, он создает ещё и поэтическую картину северной природы, Белого моря, Соловецких островов. Как и в 18 веке, значительную часть северного текста русской литературы, который в этот момент активно формируется, составляют путешествия и паломничества. При этом большинство путевых очерков, путевых заметок и путешествий паломнического типа включают в себя два структурных плана в изображении Архангельского края: научно-естественный и мифо-поэтический. Именно в этот момент закладывается одна из ключевых черт северного текста как локального сверхтекста – это мифо-поэтическое освоение северного пространства.

Вторая тенденция, которая наблюдается в освоении Севера – это художественно-поэтическое осмысление северной культуры, северной природы, жизни поморов. Появляются произведения в русской литературе, написанные на основе северного материала. У русского читателя, который никогда не бывал на севере, начинает складываться представление об этом регионе, как об о особой части России, где в большей степени сохраняется традиционная культура, где живут люди, обладающие особым характером, сформированным суровыми условиями жизни. Такому представлению способствовало появление в начале 19 века повести Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин», пьесы Н.В. Кукольника «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», беллетризованных биографий соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы, написанных Н.И. Костомаровым, а также поэтических опытов северного писателя М.Д. Суханова.

Освоение северной культуры происходит не только благодаря творчеству русских писателей, корнями не связанных с поморской землей, но и благодаря деятельности писателей северян или тех, кто в силу ряда обстоятельств попадает на север на долгое время. В начале 19 века в Архангельске складывается особая атмосфера творчества, литературной активности. Это проявляется, во-первых, в традиционных литературных чтениях. Мода на подобные вечера распространяется не только в петербуржском и московском обществе, но и увлекает интеллигенцию в провинции. Так Измайлов вспоминает, как читал литературные новинки Архангельским дамам и сочинял им стихи в альбом. Важным свидетельство становится и появление в начале 19 века первой регулярной губернской газеты «Архангельские губернские ведомости», в которой публиковались не только новостные и аналитические статьи, но и литературные новинки. Эта газета сыграла важную роль в формировании общего интереса к литературе у Архангельского губернского общества. Кроме того эта атмосфера творчества поддерживалась администрацией губернии. Особый интерес к литературе проявлял епископ архангельский Аарон. Как вспоминает Измайлов, Аарон переводил с английского языка «Еммануила», читал стихи собственного сочинения и работал над поэмой.

В 1828 году в качестве вице-губернатора в Архангельск приезжает известный русский баснописец А.Е. Измайлов. А в 1829 году губернатором Архангельска становится известный поэт, адресат А.С. Пушкина Владимир Сергеевич Филимонов, автор сатирической поэмы «Дурацкий колпак». Интерес к поэзии проявляет губернатор Иван Яковлевич Бухарин. В 1837 году из Петербурга в Архангельск переводят Н.И. Хмельницкого. Известный поэт, переводчик, драматург некоторое время являлся гражданским губернатором Северного края. В 1845 году в издательстве А.Ф. Смирдина вышел из печати третий сборник «Сто русских литераторов», в котором был опубликован северный рассказ Хмельницкого «Мундир».

Важной вехой в литературной жизни Архангельска становится первый выпуск историко-литературного альманаха, получившего название «Историко-литературный сборник». Составитель и издатель сборника - архангельский чиновник Флегонт Васильевич Вальнев.

Особое место среди писателей архангелогородцев этого периода занимает М.Д. Суханов (1800-1843) – поэт, прозванный современниками северным Кольцовым. Родился он в семье крестьянина деревни Славянская Архангельской губернии. В его становлении ключевую роль сыграла поэзия М.В.Ломоносова. Первые стихотворные опыты относятся к 1824-1825 годам. Середина 20-х годов породила моду на народность. Поэзия Суханова привлекла столичного читателя свежими оригинальными образами, навеянными фольклорной традицией. В 1828 году за книгу «Басни, песни и разные стихотворения крестьянина М.С.» автор получил серебряную медаль Академии наук. Суханов внес свой вклад в сохранение народной поэтической культуры. Особую известность приобрели его книги «Песни народные, собранные из уст простого народа» (1840), «Древние русские стихотворения» (1840), «Древние российские стихотворения, служащие дополнением к Кирше Данилову» (1841).

Другой именитый архангелогородец - Верещагин Василий Петрович (1827-1851). Он окончил Архангельскую губернскую гимназию, служил учителем истории и географии в различных училищах Архангельской губернии, в 1848 году был переведен в С.-Петербург «тем же званием». Публицист, исследователь - печатал свои статьи в различных периодических изданиях. В своей крупнейшей работе «Очерки Архангельской губернии» посвятил особые разделы Беломорской Карелии и карелам (стр.154-187), Поморью и поморам (стр.188-252), Лапландии и лопарям (стр.30-154) и т.д.

Свою лепту в изучение и художественное освоение Севера внес Шренк Александр Иванович (1816-1876) - путешественник, сотрудник Ботанического сада в Петербурге, доцент минералогии Дерпского университета.

В апреле 1837 года исследователь отправился в путешествие по тундрам европейского Севера. Через Архангельск, Мезень Шренк следовал к реке Печоре, побывал в Усть-Цильме, пересек Большеземельскую тундру, исследовал южную часть острова Вайгач, Полярный Урал, а затем через Пустозерск, Мезень и Архангельск вновь вернулся в Петербург. Во время путешествия Шренк изучал геологию посещенных мест, быт и жизнь населения, промыслы, торговлю, собирал коллекции, интересовался географией и историей северных окраин России.  Результатом экспедиции Шренка стал труд, опубликованный сначала на немецком, а в 1855 году на русском языке под названием "Путешествие к северо-востоку Европейской России. Через тундры самоедов к северным Уральским горам". Книга была удостоена Демидовской премии, являлась в то время практически единственным источником глубоко научного описания Северного края.

Вторая половина 19 века – время активного литературного и этнографического освоения Севера. Центральное место среди произведений, открывших наш край широкому читателю России, является книга путевых очерков С.В. Максимова, этнографа, журналиста, писателя, «Год на Севере». В середине 50-х годов морское ведомство организовало несколько этнографических экспедиций. Максимов был отправлен на Север. Он побывал на берегах Белого моря, добрался до Ледовитого океана и Печоры. Его статьи о жизни и быте северян печатались во многих центральных журналах. В 1859 году он опубликовал книгу «Год на Севере», принесшую ему известность в кругах как этнографов и историков, так и литераторов. Географическое общество удостоило его золотой медали. Он внес заметный вклад в становление русской этнографической прозы, художественно-документального эпоса. Герой его произведений не конкретизирован: это случайный собеседник, попутчик, местный житель. Внимание автора привлекает все: ландшафт, быт, уклад, язык, история, документальные свидетельства и предания, хозяйственная деятельность и обычаи, жизнь малых народов, населяющих этот край. Максимов отходит строго хронологической структуры путевого дневника, вводит жанровые сценки. Вместе с рассказчиками-поморами в текст приходит и колоритная северная речь, что позволяет сделать стиль произведения еще более художественным. Постепенно складывается единая фундаментальная картина Русского Севера.

С Севером связана и судьба Амосова Антона Александровича (1854-1915гг.), талантливого литератора, поэта и публициста, автора песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Писал стихи, очерки, фельетоны, был редактором неофициальной части «Архангельских губернских ведомостей», членом Архангельского общества изучения Русского Севера.

Особенно активно Север посещают в конце 19 века. Сюда едут паломники, художники, писатели по служебной надобности или за новыми впечатлениями, за историей, за правдой. К.К. Случевский, П.Ф. Федоров, В.И. Немирович-Данченко, Б.И. Дунаев, А.К. Энгельмейер, Е.Львов, Н.А. Лейкин и др. Для писателей 19 века Север – хранитель исконной русской культуры, народного творчества, экзотической суровой красоты.

Так на Севере побывал художник Василий Васильевич Верещагин. В мае-июле 1894 года он совершает путешествие по Вычегде и Северной Двине с целью осмотра старинных церквей Вологодской и Архангельской губерний, а также знакомства с городами Сольвычегодском, Архангельском и Соловецким монастырем. Во время плавания им созданы путевые заметки «На Северной Двине. По деревянным церквам: с фототипиями». Они публикуются как приложение к каталогу картин.

В составе свиты Великого Князя Владимира Александровича в 1885г. Север посетил известный русский поэт, писатель К.К. Случевский. Северные впечатления отразились и в поэтических его опытах. В 1888 году выходит цикл стихотворений «Мурманские отголоски», где представлена  подлинно поэтическая картина Русского Севера. Иной характер, более сдержанный, официальный, носит изложение впечатлений в путевых очерках «По Северу России», «По Северо-Западу России». В центре внимания автора не мир края, который он посетил, а фигура Его Высочества. Фрагменты повествования строятся по одному и тому же плану: как правило, освещаются приезд князя, посещение храма и казенных заведений: больниц, богаделен, тюрем, – проверка делопроизводства (связанного с воинским призывом и запасом), смотр войска и парад, затем отъезд. Но автор старается описать храмы, ввести сведения документального характера.

Свой путь в художественном освоении Севера проходят писатели, вынужденные жить и творить в Архангельской ссылке на рубеже 19-20вв.: А.Левитов, Г.Мачтет, Ф.Шкулев, А.Гмырев, В.Фигнер, А.Серафимович. С Севером связан и важный этап в творческой эволюции А.Грина. Здесь пишутся «Ксения Турпанова», «Зимняя сказка», «Глухая тропа», «Жизнь Гнора», здесь рождается романтическое мировосприятие. Север оказал существенное влияние на взгляды, творчество многих художников слова.



[1] Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. М.В. Ломоносов и метафизика Севера. Режим доступа: filosof10.narod.ru/lib/Filosofia/lomonosov_nord.doc. Дата обращения: 10.01.2016.

[2] Фомин А.И. Описание Белого моря. М., 2009. С. 9.

[3] Петр Челищев. Путешествие по северу России в 1791 году. // Соловецкое море. №1. 2002 год. С. 82 – 94. С. 82.

[4] Петр Челищев. Путешествие по северу России в 1791 году. // Соловецкое море. №1. 2002 год. С. 82 – 94. С. 84.

[5] Мордвинов Я.Я. Записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова. / Под ред. и с прим. Вл. Мордвинова. СПБ., 1888. С. 1.

[6] Северные ворота России. Сообщения путешественников 17-18 веков об Архангельске и Архангельской губернии. //Составитель и автор вступительной статьи Николаев Д. М.: ОГИ, 2009. С. 9-10.

 

Е.Ваенская