Елена Шамильевна Галимова


Литературная жизнь Архангельского Севера сегодня:
тенденции, события, имена


Ландшафт литературной жизни Архангельского Севера меняется медленно. Но всё-таки при всей традиционности северорусской словесности она, конечно, развивается, изменяется – живёт. Литературный процесс, подобно водам Северной Двины, не знающей порогов, водопадов и горных стремнин, движется неторопливо, но уверенно и неуклонно.

При этом общие закономерности литературного процесса в регионе остаются неизменными: это приверженность традициям, интерес к самым глубинным, сущностным проблемам бытия, несуетность, отсутствие стремления во что бы то ни стало следовать литературной моде.

Обращает на себя внимание обилие самых разных форм общения авторов с читателями и творческого взаимодействия писателей-северян. Правление Архангельского регионального отделения Союза писателей России делает многое для этого. Чаще всего встречаются поэты: в области ежегодно проводится несколько поэтических фестивалей. Это и Солонихинские зори в Красноборском районе, куда съезжаются самодеятельные авторы, с которыми проводят семинары и мастер-классы известные писатели и поэты. И фестиваль Петровские строки, во время которого члены писательской организации выезжают в один из районов нашей весьма обширной области и выступают в библиотеках и клубах. И фестиваль Козьмы Пруткова в Сольвычегодске. И литературно-музыкальный фестиваль на родине Ольги Фокиной в Верхнетоемском районе, где поэтесса живет в летние месяцы. Это и поэтические марафоны, которые проводятся в Архангельске в июньские пушкинские дни. И  Гриновский фестиваль «Остров надежды» – литературно-музыкальный конкурс имени Александра Грина. Ежегодно звучат стихи наших поэтов и 3 января, на вечере «Зимняя песня», посвящённом Николаю Рубцову, который вот уже пятнадцать лет проводится писательской организацией в Архангельске, и на традиционных Рубцовских чтениях в селе Емецк, на родине поэта.

Очень интересно и содержательно прошли летом 2015 года в поморском селе Лопшеньга литературные встречи, посвящённые прекрасному русскому писателю Юрию Казакову. Сюда, на берег Белого моря, приехали из Москвы прозаики Владимир Личутин, Юрий Пахомов, Гарий Немченко, поэт и редактор журнала «Москва» Владислав Артёмов, зам. главного редактора журнала «Наш современник» критик Александр Казинцев, профессор Литинститута Владимир Смирнов, из Нижнего Новгорода главный редактор журнала «Вертикаль-ХХ1 век» Валерий Сдобняков, из Петрозаводска – главный редактор журнала «Север» Елена Пиетиляйнен, из Архангельска – Михаил Попов и Валерий Чубар. Встречи, конечно же, получили название «Поедемте в Лопшеньгу» – так называется один из рассказов Казакова, бывавшего в этих местах и запечатлевшего их в своём творчестве. 

Может быть, ещё важнее, что у писателей-северян есть возможность «встречаться» на страницах литературно-художественного журнала «Двина», ежеквартального издания, выходящего в Архангельске с 2001 года. Заслуга создания журнала принадлежит Инэль Яшиной, возглавлявшей областное отделение Союза писателей России с 1991 по 2007 год. Учредители журнала – областная администрация и региональное отделение Союза писателей России. Главный редактор «Двины» Михаил Попов на рубеже ХХ – ХХI веков издавал в Архангельске литературные альманахи «Белый пароход» и «Красная пристань», преемником которых и стал журнал. Знакомство со всеми выпусками «Двины» даст читателю почти полное представление о литературной жизни края, это весьма содержательный и информативный журнал. На его страницах печатаются не только авторы, живущие на Архангельском Севере, но и такие известные уроженцы нашего края, обосновавшиеся в столице или в других городах страны, как Юрий Галкин, Владимир Личутин, Мария Аввакумова, Александр Лысков, Николай Редькин. Публикуются в «Двине» и литераторы из соседних регионов Северо-Запада, и из многих других краёв и областей России. Всего в журнале за годы его существования опубликовалось около пятисот авторов.

Помещаются в «Двине» и обзоры выходящих в области книг, и аннотации к наиболее интересным изданиям, и хроника литературной жизни, и критические статьи, и отклики читателей. Как правило, злободневна и умна публицистика. Много внимания уделяется и историко-литературному прошлому – давнему и недавнему; преемственность важна для писателей-северян. Михаил Попов отмечает, что «истоки “Двины” – живая вода Русского Севера, былины и сказы Великой Руси, сохраненные нашими пращурами; творческое наследие Михайлы Ломоносова, родниковое слово Бориса Шергина, Алексея Чапыгина, Степана Писахова, Евгения Гагарина, Фёдора Абрамова, Николая Рубцова» и подчёркивает, что редколлегия журнала «постоянно обращается к творческому наследию Фёдора Абрамова, поверяя словом выдающегося писателя-земляка и курс журнала, и собственное творчество». Так что вполне закономерно, что летом 2015 года  в Верколе прошёл литературный праздник «Журнал “Двина” на родине Фёдора Абрамова»: писатели выступали на пинежской земле, встречались с земляками автора «Братьев и сестёр».

Конечно, ожидать, что в наши дни областному литературному журналу может житься легко, не приходится. Но всё-таки живёт пока журнал, и выхода каждого его номера читатели ждут. Среди его подписчиков – жители самых разных регионов России.

И публикации на страницах журнала, и издающиеся авторами-северянами книги: повести и романы, сборники стихов и рассказов (а издаётся в области ежегодно немало: на традиционных круглых столах по итогам литературного года, которые проводятся каждой весной Архангельской писательской организацией совместно с областной научной библиотекой, бывает представлено до семидесяти – восьмидесяти книг), позволяют судить об основных тенденциях развития региональной литературы и выделить самые значительные публикации, самые интересные имена.

Среди наиболее заметных тенденций я бы назвала активное развитие документальных и художественно-документальных жанров, что объясняется стремлением авторов – и профессиональных писателей, и краеведов, и просто неравнодушных к своей земле людей – сохранить память об уходящих в небытие родных деревнях и сёлах. Не вдаваясь в характеристику процессов, которые идут сейчас по всей России, а на Севере приобретают наиболее экстремальные формы, отмечу лишь, что происходит тотальное исчезновение многих сотен старинных северных сёл. Если в предшествующие десятилетия об этом много и горячо писали публицисты, то сейчас, когда стало окончательно понятно, что происходят не просто социально-экономические, но цивилизационные процессы, которым нынешние российские власти не противостоят, публицистические призывы и инвективы утратили всякий смысл. И последние поколения уроженцев этих деревень, созданных четыреста, пятьсот, шестьсот лет тому назад великими трудами осваивавших Север русских людей, стремятся уже не спасти их – невозможно спасти, а сохранить память о них, передать эту память своим детям и внукам. По крупице, разыскивая в архивах, вычитывая в дореволюционных и советских изданиях, записывая рассказы старожилов, собирают люди историю родной деревни. Это целое движение сейчас – мощное, настоящее, никем сверху не инициированное. Движение сопротивления беспамятству.

В романе «Свиток» запечатлел образ своей родины – деревни на берегу реки Онеги, зарастающей травой забвения, прозаик Михаил Попов. В журнале «Двина» на протяжении уже нескольких лет печатается «роман-реконструкция» уроженца Шенкурского района Александра Лыскова «Лёд, или Красный закат в конце июня», в котором он воссоздаёт многовековую историю жизни своего рода, родной деревни. Как определяет сам автор, это «история свободных, сильных наших предков, начиная с появления их на землях угро-финнов в 1471 году, и заканчивая последним временем».

Ирина Турченко первый сборник своих рассказов, целиком посвящённый судьбам односельчан и самой деревни, пока ещё живой, назвала именем этой кенозерской деревни – «Моя Усть-Поча». Она осталась верна родной земле и её людям и во втором своём сборнике – «От Марьяны до Маремьяны» (2020). Живущая в Холмогорском районе поэтесса Галина Рудакова издала документальную книгу «Кургомень», посвящённую малой родине. Точнее – написала, скрупулёзно собрав огромный материал. А издал за свой счёт эту книгу Виктор Чураков, корни которого тоже в Кургомени. О том, что такие издания очень нужны, востребованы, свидетельствует тот факт, что книгу пришлось переиздавать: земляки просили. И такие примеры можно множить и множить.

Если «деревенская проза» в 1970-е годы показывала общие процессы, охватившие русскую сельскую жизни в целом, и символика «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина или «Дома» Фёдора Абрамова приобретала притчевый характер, а одна деревня – Пекашино ли, Матёра ли – становилась символом всей затапливаемой волнами НТР крестьянской Атлантиды, то сегодняшние авторы уходят от обобщений и стремятся с документальной точностью запечатлеть неповторимый образ одной-единственной, самой дорогой им на свете деревни. Обобщённый, символический облик матери – памятник, поэма, песня, запечатлевшие этот обобщённо-символический облик, – это важно, это выявляет суть материнства. Но каждому человеку нужен, помимо этого, символического, единственный, бесценный образ родной матушки. Поэтому книги, подобные «Кургомени», будут появляться ещё не один год.

Теми же основаниями было обусловлено и преобладание в последние годы в творчестве самого значительного из поэтов Архангелогородчины конца ХХ – начала ХХI века Александра Роскова (1954 – 2011) образов не северного села вообще, а совершенно конкретной деревни, житийных стихотворных рассказов не о судьбах крестьянства в целом, а о жизни-житии отдельных людей. Все написанные за последние годы стихотворения Роскова складываются в своего рода Книгу Памяти, в которой бережно собраны все свидетельства исчезающей жизни.

То, насколько читаем и любим Александр Росков совсем не только на Севере, стало особенно очевидным после кончины поэта. Издатели, причём из других регионов России, выпускают сборники его избранных стихотворений, создаются концертные программы, в которых звучат песни на его стихи, а у его страницы на стихотворном портале свыше семидесяти семи тысяч читателей.

Среди наиболее значительных имён активно работающих сегодня поэтов – архангелогородка Елена Кузьмина, Александр Логинов, живущий в старинном городе Каргополе, уже упомянутая Галина Рудакова, ставшая в 2015 году лауреатом премии Союза писателей России «Имперская культура», геолог из посёлка Савинский Татьяна Полежаева, учитель из Кеноречья Ольга Корзова, авиатор Илья Иконников, работающий сейчас в аэропорту поморского села Лопшеньга, архангелогородец Василий Матонин, северодвинки Татьяна Щербинина и Елена Николихина, Надежда Князева из Шенкурска, недавно возглавивший Архангельскую писательскую организацию уроженец Архангельска Владислав Попов, многие годы учительствовавший в пинежской глубинке…

Характерно, что многие из наших писателей и поэтов живут не в областном центре или в других крупных городах Архангельского Севера, а в районных городках и сёлах или даже в совсем небольших посёлках и деревнях. Причём не только писатели старшего поколения, но и молодые. Так, никуда не переехал из тихого Каргополя очень интересный молодой прозаик Александр Киров, получивший всероссийскую известность и ставший лауреатом ряда престижных премий. На родину, в деревню Малая Липовка в Вельском районе, приехал после окончания Литературного института ещё один талантливый писатель – Сергей Мурашев; здесь он намеревался жить-поживать, и привёз туда семью. Но работы в Малой Липовке нет никакой, вот и пришлось переехать в райцентр Каргополь, а затем и в Подмосковье, в Коломну.

В приполярной Мезени, до которой от Каргополя на северо-восток по прямой – 548 километров (ох, обширная наша область! да и «по прямой», конечно, не проехать), жил недавно ушедший от нас Александр Антипин, рассказы которого печатались в «Нашем современнике» и «Новом мире», а книга прозы «Белое море, чёрная изба», изданная в 2014 году, отмечена премией «Имперская культура».  

Среди авторов, живущих в Архангельской области немало тех, кто активно присутствует своим творчеством в общероссийской литературной жизни. Так, кроме названных авторов, это и, конечно, Михаил Попов, который известен не только как редактор, но и как очень ярко, мощно работающий прозаик, лауреат множества международных и всероссийских литературных премий. Упоминавшийся выше его роман «Свиток» (2006) стал одной из самых значительных на Севере публикаций прозы за последние годы.

Только за последние пять лет Михаил Попов издал несколько книг в самых разных жанрах: это и путевые записки «Горизонтальная книга странствий», и литературно-критические этюды «Что вещает поморский Гамаюн?», и книга для дошкольников и младших школьников «Приключения на Двине, или Повесть о том, как гардемарин Федотка и юнга Петяша в Африку ходили» Недавно он предпринял очень интересное и необычное издание: под одной обложкой объединил свои паломнические записки, и стихотворные «монастырские» циклы Александра Роскова, назвав книгу «Дальняя обитель».

Это и Андрей Рудалёв, один из самых известных в России молодых литературных критиков, отмеченный в 2020 году Всероссийской премией «Чистая книга».

И Елена Кузьмина, получившая широкую известность как поэт, а недавно выпустившая в московском издательстве «Сказочная дорога» книгу прозы «Колокольчики мои. Happy end при конце света», сразу же победившую в одной из номинаций Международной литературной премии имени Н. В. Гоголя за 2015 год.

Повесть, давшая название книге Елены Кузьминой, написана в традициях, близких жанру антиутопии. В этом же жанровом ключе часто работает и другой архангельский писатель – Валерий Чубар, автор нескольких книг прозы и поэтических сборников. Вышедший в 2012 году отдельной книгой его роман «Сон на закате» стал событием литературной жизни края, вызвал большой читательский резонанс, что, в частности показали и многочисленные читательские конференции и встречи с автором – в библиотеках, в студенческих аудиториях.

Многогранны дарования и разносторонни интересы Василия Матонина: поэт, учёный-философ и культуролог, недавно защитивший докторскую диссертацию, издатель и главный редактор альманаха «Соловецкое море», председатель Товарищества северного мореходства, путешественник-мореплаватель. Один человек – целый научно-культурный-литературный центр, притягивающий к себе многих единомышленников. В течение нескольких лет Василий Матонин руководил литобъединением «Поморье».

Творчество молодых талантливых авторов традиционно привлекает особое внимание. Их печатают в «Двине», приглашают на литературные семинары, фестивали и поэтические вечера. На Архангельском Севере, несмотря на всё увеличивающийся год от году отток молодых людей, приобретающий в последнее время катастрофические масштабы: уезжают чаще всего в Петербург, – таланты продолжают рождаться и формироваться. (Такие вот два противоположно направленных движения: на родину, часто – в сельскую глубинку, и – прочь с Севера, в более удобные для жизни края…) Сегодня среди наиболее перспективных молодых прозаиков чаще всего называют имена Антона Шушарина, Артема Попова, Дениса Макурина, Екатерины Самсоновой (Суворовой). Стихи пишут многие молодые, есть и довольно интересные авторы, среди которых нужно прежде всего назвать Ирину Кемакову, живущую в Каргопольском районе (она – в числе вернувшихся на родину, в деревню, после окончания – с отличием! – университета). В 2015 году вышел первый сборник стихотворений Ирины Кемаковой «Вот так и жить» с предисловием маститого поэта Александра Логинова. В 2017 и в 2020 годах появились второй и третий сборники Кемаковой.

В последние годы усилиями филологов, прежде всего – кафедры литературы Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова – получает активное развитие исследование Северного текста русской литературы. И наряду с творческим наследием писателей прошлого в центре внимания литературоведов и лингвистов оказываются и произведения современных авторов, вписывающих свои – яркие, интересные, содержательные страницы в этот литературный текст.