Места на Литературной карте: г.Архангельск; Соловецкий район

Нагибин Юрий МарковичНа фотографии: Нагибин Юрий Маркович

3.04.1920, Москва – 17.06.1994, там же

 

Прозаик, кинодраматург, публицист.

Родился в семье служащего. Отец писателя расстрелян в 1920г. как участник белогвардейского мятежа в Курской губернии. Мать вышла замуж за Я.С. Рыкачёва, писателя, чьи произведения были замечены А.М. Горьким.

На духовное формирование будущего писателя значительное воздействие оказала мать, привив «умение ощутить драгоценность каждой минуты, любовь к людям, природе и животным». Отчим приобщил к хорошей литературе – русской классике, Дюма, Жюлю Верну.

В детские годы Нагибин увлекался спортом, особенно футболом, и тренер предсказывал своему ученику большое будущее. Однако верх взяло увлечение литературой, о чём впоследствии Нагибин написал в рассказе «Почему я не стал футболистом». Одной из первых проб пера стала юношеская повесть «Я» – попытка разобраться в себе, в своих увлечениях.

Закончив школу в 1938г. и получив аттестат с отличием, будущий писатель поступает в Первый московский медицинский институт, но, не испытывая тяги к врачебному делу, вскоре переходит на сценарный факультет ВГИКа. Институт закончить не удалось (в начале войны ВГИК эвакуировался в Алма-Ату). Незадолго до войны опубликованы первые рассказы «Двойная ошибка» (Огонёк.1940. №11) и «Кнут» (Московский альманах.1941. №2).

В годы Великой Отечественной войны служил на Волховском и Воронежском фронтах. Дважды был контужен. В 1943г. вышел первый сборник «Человек с фронта». Работал корреспондентом газеты «Труд». В конце войны и послевоенные годы жизнь одарила Нагибина знакомством с А.П. Платоновым, оказавшим на него сильное влияние.

Самоопределение Нагибина как писателя, мастера рассказа, произошло в 50-60 гг., когда были созданы такие рассказы, как «Трубка» (позже стал основой повести «Трудное счастье»), «Зимний дуб», «Комаров», «Зимнее эхо», «Четунов, сын Четунова», «Ночной гость». За ними последовали сборники рассказов и повести «Перед праздником», «Ранней весной», «Погоня. Мещерские были», «Далёкое и близкое», «Не дай ему погибнуть», «Чужое сердце», «Переулки моего детства», «Чистые пруды», цикл «Вечные спутники» и др. В книгах писателя – картины войны и труда, воспоминания детства и зарубежные встречи, судьбы современников, людей русского искусства.

С конца 50-х гг. Нагибин много работал в кино. Он автор сценариев более чем 30 кинофильмов, среди которых «Бабье царство», «Девочка и эхо», «Самый медленный поезд», «Председатель», «Директор», «Чайковский», «Дерсу Узала», «Красная палатка», «Загадка Кальмана», трилогия о гардемаринах. Много сценариев написано на основе собственных произведений.

Своим творческим опытом писатель делился также в статьях, интервью, рецензиях, которые составили книгу «Не чужое ремесло».

Исповедальность – глубинная доминанта повествования писателя.

Эмоционально-стилевая и жанровая палитра не оставалась неизменной на протяжении всего творчества Нагибина, она обогащалась, пополнялась новыми красками. Светлую, с ностальгическими тонами прозу сменила в начале 80-х гг. проза драматически напряжённая, насыщенная социально-философскими раздумьями. Проза становится жёстче, острее, злободневнее. Писателя волнуют перспективы будущего. Трагедийным звучанием насыщены судьбы героев.

Летом 1980 г. Нагибин путешествовал по Северу, был в Карелии, Архангельске, на Соловках. Впечатления от Соловков подробно изложены в повести «Встань и иди». «Соловецкий» цикл составили рассказ «Куличок-игумен» («Дружба народов».- 1985.- №12) и повесть «Поездка на острова» («Нева». – 1986. – №1).

Рассказ о несокрушимом духом соловецком игумене Филиппе Колычеве перебрасывает мысль писателя к Соловкам современным и к тем, кто унаследовал (или не унаследовал) его нравственные заветы. Соловки в контексте двух произведений уже не просто нейтральное место действия, а некая «обетованная земля», масштабом которой измеряются подлинные ценности в прошлом и современности. За счёт такого «двукратного» проигрывания внутренних тем они приобретают глубину и масштабность. При этом главной темой становится проблема человека на крутом изломе судьбы, вплетённая в историко-культурные раздумья России. Автору важно подчеркнуть момент духовной преемственности непреклонного в борьбе со злом Филиппа Колычева – сначала игумена Соловецкого монастыря, а затем мятежного митрополита, противника Грозного – и нашего современника Егошина, редактора отдела поэзии.

В двух «соловецких» произведениях психологическим центром становится проявление тех затаённых личностных сил, которые до времени были скрыты от окружающих и выплеснулись в критической ситуации.

В последние годы художника по-прежнему волновала тема прошлого, память неустанно влекла его к 20-30-м гг., к военным дням. Писатель воссоздаёт «утаённые» страницы жизни: историю жизни отца (повесть «Встань и иди» – написана в 60-е гг., опубликована в 1987г.), историю первой любви («Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя», 1994; «Моя золотая тёща», 1994).

Прощальным взглядом на прошлое стала горько-ироническая, пронизанная историческим пессимизмом повесть «Тьма в конце туннеля» (1994). Посмертно опубликованный «Дневник» (1995) отличается крайней откровенностью в самооценках и субъективностью в характеристиках близких писателю людей. Критические наблюдения автора не отличались благожелательностью. Со страниц прощального произведения Нагибина предстаёт образ одинокого и в жизни, и в литературе человека. Сильный, энергичный, он чуть ли не с 30-летнего возраста всё чаще обращался к мыслям о близком конце, испытывая чувство «призрачности существования».

Сочинения:

Сочинения: в 11 т.— М., 1989–1994;
Поездка на острова: повести и рассказы.— М., 1987;
Встань и иди: повести и рассказы / вступ. ст. А. Пистуновой.— М., 1989;
Дневник.— [2-е изд., доп.].— М., 1996;
Огненный протопоп: рассказы.— М., 2005.

Литература:

Богатко И. А. Юрий Нагибин.— М., 1980;
Холопова В. Ф. Парадокс любви: Новеллистика Юрия Нагибина.— М., 1980;
Чайковская В. Преемственность // Литературное обозрение.— 1986.— № 12.— С. 51-53;
Золотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение.— 1988.— № 4.— С. 23-32;
Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» // Нева.— 1995.— № 9.— С. 183-189.