Места на Литературной карте: г.Архангельск

Ольга Эрастовна ОзаровскаяНа фотографии: Ольга Эрастовна Озаровская

(25(13).06.1874 – 1933)

 

Ольга Эрастовна Озаровская, фольклористка, педагог, артистка, родилась в Николаеве, большую часть жизни прожила в Москве, скончалась в далекой Киргизии, почему же больше, чем где-либо, ее помнят на Севере? Тот, кому известна деятельность О.Э. Озаровской, ответит на эти вопросы без труда.

Богато и разносторонне одаренная от природы, математик по образованию, первая женщина, допущенная работать в Главную палату мер и весов, О.Э. Озаровская в то же время была талантливой исполнительницей сказок, создательницей Студни живого слова, автором книг. Среди этих книг выделяются две: выпущенные в 1916 году «Бабушкины старины» и опубликованное в 1931 году «Пятиречие». Обе эти книги посвящены Русскому Северу и являются в жанровом отношении уникальными: это и сборники фольклорных текстов, и яркие авторские работы, раскрывающие личность самой Озаровской.

Художественная одаренность, артистизм сочетались в ней со способностью к научной деятельности, с неугасимым исследовательским интересом. Увлеченность театром, живым словом приводят ее к фольклору, и вскоре Озаровская становится не только исполнителем, но и собирателем, а затем и исследователем произведений устного народного поэтического творчества, В 1914 году Ольга Эрастовна впервые приезжает на Пинегу, и с этих пор ее жизнь оказывается неразрывно связанной с Севером. «Вот я и дома!» – записывает она в дневнике, вернувшись на Пинегу летом 1915 года, а свою лучшую (и последнюю) книгу Озаровсная открывает посвящением: «Всем пинежанам». В 1915-1916 годах фольклористка побывала на Мезени, Кулое, Печоре, в Нёноксе и Кеми. Возвращалась она на Север и в 1921, и (в последний раз) в 1927 году. Результаты ее поездок – не только записи фольклора и две замечательные книги. В 1915 году в деревне Великий Двор Озаровская встретилась с пинежской сказительницей Марией Дмитриевной Кривополеновой. В книге «Бабушкины старины» Озаровская рассказала об этой встрече: «Есть примета на Севере: если съешь у нищего от трех кусков, будет тебе счастье. Старая нищенка, Марья Дмитриевна Кривополенова, так сердечно угощала меня тёплыми, только что поданными в городе шанежками, что я незаметно для себя съела заветные три куска. И вышло счастье. Для нас обеих».

Ольга Эрастовна открыла пинежскую сказительницу не только специалистам-фольклористам (как сделал это записавший М.Д. Кривополенову еще в начале XXв. А.Д. Григорьев), но и всему русскому народу. В 1915, 1916, 1921 годах Кривополенова выступала в городах России и Украины, и древние «старины» навсегда запомнились тем, кому посчастливилось побывать на выступлениях «вещей старушки». Борис Викторович Шергин, в судьбе которого Озаровская также сыграла счастливую роль, писал в очерке «Марья Дмитриевна Кривополенова»: «Если Кривополенова была жемчужина редкой красоты, то Озаровская явилась для нее оправой червонного золота, – она открыла людям талант сказительницы».

Репертуар Кривополеновой вошел в изданную О.Э. Озаровской книгу «Бабушкины старины», открывающуюся рассказом фольклористки о встречах с пинежской сказительницей. Написанные ярко, образно, живо, передающие искренние чувства любви и восхищения, эти страницы позволяют воссоздать образ не только М.Д. Кривополеновой, но и самой О.Э. Озаровской – человека удивительной души, исполненной действенной любви к людям.

В 1989 году Северо-Западное книжное издательство выпустило в серии «Русский Север» двадцатитысячным тиражом сборник «Пятиречье», включив в него кроме одноимённой книги О.Э. Озаровской также и «Бабушкины старины». Составителем и автором вступительной статьи выступила кандидат филологических наук Л.В. Фёдорова. Эта публикация помогла северянам лучше узнать и оценить вклад Ольги Эрастовны Озаровской в дело сохранения и изучения богатств народной культуры.

 

Е.Ш. Галимова