Борис Николаевич Ширяев
Писатель, публицист, узник СЛОНа (1922-1929). Родился в Москве в семье родовитого помещика. По окончании историко-филологического факультета Московского университета занимался педагогической деятельностью, театром. Затем учился в Геттингенском университете (Германия). Вернувшись в Россию, окончил Императорскую военную академию. Во время первой мировой войны ушёл на фронт, дослужился до звания штабс-капитана. В 1918г. вернулся в Москву и попытался пробраться в Добровольческую армию, но был задержан и приговорён к смертной казни за попытку перехода государственной границы. Бежал из тюрьмы. Вторично Б.Ширяева арестовали в 1922г. и вновь приговорили к расстрелу; казнь была заменена на 10 лет ссылки в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В СЛОНе наряду с каторжными работами он участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», где опубликовал повесть «1237 строк», отрывок «Сыр» (из книги «Волчьи тропы») и несколько стихотворений. Вместе с В. Н. Глубоковским (писателем, актером, узником Соловков) Б.Н. Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником. В 1929г. заключение заменили ссылкой на 3 года в Среднюю Азию, где Борис Ширяев работал журналистом. По возвращении в 1932г. в Москву Ширяев был снова арестован и сослан на 3 года в слободу Россошь (Воронежская обл.). Затем вплоть до 1942г. жил в Ставрополе и Черкесске, преподавал литературу в Ставропольском педагогическом институте. В период оккупации Ставрополя германскими и румынскими войсками был редактором ставропольской газеты «Утро Кавказа». Покинул Ставрополь вместе с немцами. В феврале 1945г. Ширяев выехал в Италию и основал там новый русский печатный орган. Здесь он остался и после войны, оказавшись на некоторое время в лагере для перемещенных лиц («Ди-Пи»). В Италии Борис Ширяев активно писал прозу и литературоведческие статьи, публиковался в журналах «Возрождение» и «Грани». Первые 3 книги Ширяева – «Ди-Пи в Италии» (1952), «Я человек русский» (1953) и «Светильники Русской Земли» (1953) вышли в Буэнос-Айресе при содействии его единомышленника, проживающего в Аргентине, монархического публициста и издателя Ивана Солоневича, брат которого, Борис Солоневич, тоже был заключённым СЛОНа. Наиболее известное произведение Ширяева – «Неугасимая лампада» – одно из первых художественно-исторических описаний трагедии Соловков 20-х. Автор обозначил время и место работы над книгой: Соловки, 1925 – Капри, 1950. Она была издана в 1954г. в Нью-Йорке, а к российскому читателю пришла в 1991г. В одной из последних глав книги автор рассказывает о том, как она создавалась. Творческий замысел в «Неугасимой лампаде» на протяжении четверти века претерпел существенное изменение. Во время работы над ней на Соловках и в Средней Азии мысль автора была сосредоточена на безмерных мучениях человека-узника, на проблеме зла («Я писал тогда о слезах и крови, страдании и смерти. Только о них»). Позднее, уже после второй мировой войны, всматриваясь в ушедшее, писатель открывал для себя в прошлом новые глубины духовной жизни: «Давняя несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного тумана, ибо дух свободен и вечен». «Неугасимая лампада» состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Страшна окружающая действительность, но Ширяев показывает людей – реальных лиц из разных сословий (например, «фрейлину трех императриц» и др.), противостоящих тотальному насилию, сохраняющих веру и совершающих подвиг служения ближним. В книге нераздельно сливается реальное и легендарное. Ширяев использует соловецкие легенды, которые, по его мнению, «несут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифе»; а переданные со слов соловецких узников устные рассказы открывают красоту и богатства родного языка. Легенда об «Уренском царстве», написанная в форме сказа, которым блестяще владел автор, повествует о судьбе простого костромского крестьянина, в годы революционного лихолетья избранного местными жителями царем и до конца пронёсшего мученический венец этого избрания. Множество эпизодов и встреч этой книги объединено идеей, красной нитью проходящей через всё повествование: разрушено всё, что разделяло в прошлом петербургского сановника и калужского мужика, князя-рюриковича и Ивана Безродного и «в перетлевшем пепле человеческой суеты, лжи и слепоты вспыхнули искры вечного и пресветлого». Борис Ширяев не получил религиозного воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру. Религиозная идея отразилась в концепции книги, в названиях отдельных частей. «С образом Неугасимой лампады связан у автора образ Китежской Руси, то есть Руси потаённой, ушедшей в глубину, но которой суждено воскреснуть и воспрянуть. А пока она проявляется во всем, где есть крест и страдание» (Г.Русский). Ширяевым также написаны повести «Последний барин» (1954), «Ванька-Вьюга» (1955), «Овечья лужа» (1952) и роман «Кудеяров дуб» (1958), в котором поднимается проблема судьбы русского патриота, ради пользы своего народа готового сотрудничать с немцами. Исследование Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» издано уже после смерти автора. Скончался Борис Николаевия Ширяев 17 апреля 1959г. в Сан-Ремо (Италия). |
![]() |
Сочинения: О коросте блатной и соловецкой баланде : мысли и факты // СЛОН.— 1924.— № 9/10.— С. 90-91. |
![]() |
Литература: Русский Г. Правда и легенда соловецкая // Неугасимая лампада / Д. Ширяев.— М., 1991.— С. 408-416. |