Родилась в деревне Шотова Гора в семье крестьянина. В то время семья из семи человек имела полтора надела земли (полнадела «уступил» сосед).
До революции на Пинежье существовал такой порядок пользования землей: вся общинная земля делилась на наделы, а те распределялись по душам. На женщин земля не давалась. А так как у Евдокима Яковлева (отца А. Е. Суховерховой) пока сыновей не было, только дочери, то и земли он получил один надел.
Ангелина родилась пятой по роду. Как раз тогда шел раздел земли, что случалось раз в 10–15 лет. «Когда я родилась, мать горько-горько заплакала: опять девка. К самому разделу. Стыдно людей. Родился бы парень — земли дали», — вспоминала позже сказительница. Бабушка, видимо, жалела пятую внучку, поэтому сочувствовала невестке: «Девки те же детки. Пусть живет, коли родилась. Парень родится на славу, а девка — на счастье».
Из пяти сестер учились в трехлетней церковно-приходской школе старшая и младшая. А больше и не полагалось. Куда девкам грамота, не в писаря и идти.
Учеба давалась Ангелине легко, поэтому старшая сестра частенько жаловалась матери, что та «трясоголовая-то пролетала на улице», не читала, как пойдет в училище, только «катанцы» драть. Мать бранила, а иногда и защищала меньшую: «Худо училась, так давно бы выгонили из училища». Школу младшая дочь окончила с похвальным листом, чем очень обрадовала родителей. Однако знаний церковно-приходское училище давало все-таки мало, о чем сама Ангелина Евдокимовна впоследствии не раз сожалела. Многочисленные поездки по стране в составе Северного хора подсказывали новые темы для сказов, песен. Трудно их было записать, а тем более, литературно обработать. Об этом говорят сохранившиеся рукописи и одно характерное высказывание сказительницы, обращенное к писателям и исследователям народного творчества: «Вы нам зернышки помощи киньте, а мы вам его пригоршнями возвратим».
В последние годы жизни сказительница не раз говорила, что у нее и половина того не записана, что она знает.
Самобытный талант сказительницы обнаружился у А.Е. Суховерховой в детстве. Рядом с Яковлевыми жили три старика-соседа. Девочка бегала к ним слушать сказы «кажиной» день. А придя домой, начинала сама сочинять. Вот что запискл со слов сказительницы архангельский писатель П. Пунух: — Любила я слушать наши старинные пинежские песни, и сама пробовала складывать их. Мать поругает, бывало, а то и колотовкой угостит за то, что всякие благо-глупости забираю. Поплачу от мамонькина наказания, пообещаю, что не буду больше про соседей насмешек складывать, а через день-другой опять за то же принимаюсь.
Поэтическое дарование А. Е. Суховерховой проявилось в полную меру с приходом ее в Северный хор русской песни (1935 год), после близкого знакомства с руководителем хора А. Я. Колотиловой, с другими народными сказителями Севера, особенно с М. С. Крюковой.
Северный хор русской песни возник в 1926 году. Родина его — Великий Устюг. Создателем, а затем и руководителем хора стала учительница А. Я. Колотилова, впоследствии заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии.
В 1931 году Северный хор переехал в Архангельск и до 1940 года состоял при областном paдиокомитете. Артисты днем работали на производстве, а вечером спешили на репетиции или выступления.
Здесь, в Архангельске, в хор влились мастера песни Пинежья, Приморья, Лешуконии, Онеги, Шенкурска, которые обогатили репертуар ценнейшими бытовыми, историческими хороводами и игровыми песнями.
Созданная в 1934 году творческая группа из песенниц и сказительниц во главе с М.С. Крюковой сложила около трехсот песен, сказов, новин, частушек. Бережно сохраняя исконно песенную традицию Севера, они по-новому раскрывали в современной песне темы патриотизма, любви к Родине, прославления труда.
Вот в эту-то группу и были приняты А. Е. Суховерхова и А. И. Гладкобородова.
Любопытен рассказ А. Е. Суховерховой о том, как она познакомилась с А. Я. Колотиловой:
— И вот впервые я приехала в Архангельск. Меня дома предупредили, что в городе много мазуриков и чтобы я их остерегалась... Зашла в один магазин и натолкнулась на барышню в воротнике. Увидев меня, она подошла и стала спрашивать, откуда я, пою ли, знаю ли песни... Я так испугалась, что ответила: «Ничегошеньки не знаю», — и пошла от нее прочь. Она походила, походила по магазину и опять подошла ко мне. Спрашивает снова: «Ты, молодушка, наверно знаешь много песен — расскажи, не бойся никого. Пинежанки ведь мастерицы петь».
Пинежанка и тут отказалась назвать себя. Колотилова (это была она) звала на квартиру — не пошла, просила адрес — не дала. Но спустя некоторое время «барышня в воротнике» и молодушка снова встретились.
— Она стала мне рассказывать, что у нес есть хор деревенский из таких же, как я, молодиц, и что она взяла бы меня к себе, если я соглашусь. «Я не верю, — добавила Колотилова, — что ты не знаешь деревенских, песен». Тогда я созналась, что знаю много песен и согласилась зайти к ней на квартиру.
Встреча состоялась. После памятного разговора на квартире Колотиловой, А. Е. Суховерхова вечерами стала ходить на репетиции хора (днем работала). Руководительница хора просила рассказать на концерте про своё «житье-бытье». Чтобы не забыть текст, заставляла переписывать одно и то же два-три раза. Так она и делала.
— Днем я работаю. А вечером, зайду к себе в кладовую и все пишу, пишу. Потом понесу Антонине Яковлевне, насмешу ее...
Первый раз выступила перед зрителями сказительница в Доме отдыха на 22 лесозаводе. Публика аплодировала автору так, что пришлось выходить несколько раз и «кланяться».
В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный съезд сказителей. Делегатами на него поехали М. С. Крюкова и А. Е. Суховерхова.
Москва показалась северянкам «лучше нивы великой, краше сада плодового». После поездки А. Е. Суховерхова написала сказ «Как я от сохи отстала и в Москве побывала».
За пять лет работы в хоре А. Е. Суховерхова немало сочинила и пересказала сказов, песен, частушек.
Когда началась Великая Отечественная война, Северный хор гастролировал по Сухоне. В тот же день состоялось собрание, где была поставлена задача «перестроиться на военный лад». Сказителям — писать на военные темы.
За годы войны А. Е. Суховерхова побывала на Западном, Центральном, Карельском фронтах, у моряков Северного, Тихоокеанского флотов. Сочиняла и выступала с новыми сказами. Бойцы и командиры очень тепло принимали их.
А. Е. Суховерхова выступала перед воинами с апреля 1943 го по апрель 1945 года. Она была включена в состав специальной агитбригады. О том, какую работу провела группа, говорит один документ, где указано, что за месяц на Центральном фронте дано 197 концертов. Простое задушевное слово женщин-сказительниц воодушевляло наших солдат, командиров, политработников.
Кроме того, артисты помогали переносить раненых, оборудовать госпитали. Приходилось сдавать кровь, о чем напоминает сохранившаяся донорская книжка.
За активную агитационную работу сказительница получила почетную грамоту Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, награждена медалями «За оборону Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», в 1948 году — медалью в честь 800-летия Москвы.
Невозможно перечислить все сказы, созданные А. Е. Суховерховой в годы войны. Всеобщее признание получили такие, как «Ты послушай-ко, весна, гром гремит вдали», «Срубим голову фашисту лютому», «Поворот от ленинградских ворот», «Истрепал Гитлер смазные сапоги», «Золотая верба» и др.
В послевоенные годы А. Е. Суховерхова написала ряд новых сказов, в том числе «Заветный цвет». Всего ей написано 50 сказов о прежней жизни, о войне, о космосе, о Северном крае.
В 1948 году А. Е. Суховерхова оставила хор и жила сначала во Львове, а потом в Москве. Во Львове она познакомилась с профессором Р. М. Волковым. При его содействии ряд произведений сказительницы был напечатан в газете «Львовская правда» и украинском журнале «Народна творчиствь та етнография» (1962 год, № 2).
В Москве А. Е. Суховерхова не раз выступала по радио и на телевидении.
Последние годы она жила на родине, где и скончалась.
Богатырь Дмитрий // Стихи и рассказы.- М.; Л., 1943.- С. 61-64;
Поворот от ленинградских ворот / зап. А. Я. Колотиловой // Краснофлотец.- 1943.- № 16.- С. 28;
Заветный цвет // Север: лит.-худож. альм.- Архангельск, 1947.- № 9.- С. 149-153;
На реке лесной, на Пинеге: сказ // Лесной фронт.- 1949.- 21 дек.;
Про старопрежнюю долю женскую // Север: лит-худож. альм.- Архангельск, 1953.- № 4.- С. 110-114;
Колхозные были; Ты послушай-ко, весна, гром гремит вдали; Золотая верба; Изо всех звезд краше всех; Частушки; Про старопрежнее житье-бытье женское: сказы // Народное творчество и этнография.- Киев, 1962.- С. 123-130;
Край наш северный… // Правда Севера.- 1963.- 31 дек.;
Песни и сказы.- Архангельск, 1975;
Пинежские сказители : [cборник / сост.: Л. А. Житов, Н. Л. Ряхина].- Архангельск : Правда Севера, 2008.- С. 127-178.
Пунух П. Ангелина Евдокимовна Суховерхова // Север: лит.-худож. альм.- Архангельск, 1947.- № 9.- С. 212-215;
Волков А. Р. Новое и старое: творчество народной сказительницы А. Е. Суховерховой в материалах профессора Р. М. Волкова / А. Р. Волков // Народное творчество и этнография.- Киев, 1962.- С. 122;
Щепоткин А. Народная сказительница // Пинежская правда.- 1965.- 11, 16, 18 дек.;
Патракеева Т. Д. Сказители Пинежья : М. Д. Кривополенова, А. И. Гладкобородова, А. Е. Суховерхова : библиогр. указ.- Архангельск, 1975;
Горшкова Т. Ценность края: к юбилеям пинежских сказительниц / Т. Горшкова // Пинежская правда.- 1987.- 5 дек.;
Залывский Н. П. Пинежане ХХ века - хранители былин, исторических песен / Н. П. Залывский // Пинежский вектор истории России / Н. П. Залывский.- Архангельск, 2007.- С. 391 - 407;
Раковций В. М. "А что её песни не поем, так, видимо, просто не знаем" // Пинежье.- 2007.- 7 июня;
Пинежские сказители : [cборник / сост.: Л. А. Житов, Н. Л. Ряхина].- Архангельск : Правда Севера, 2008.- С. 124-127.