Места на Литературной карте: Няндомский район

Александр Иванович ТарасовНа фотографии: Александр Иванович Тарасов

(27.03.1900-30.09.1941)

 

Творчество Александра Тарасова было неразрывно связано с судьбами северной деревни.

Родился будущий писатель 27 марта 1900 года в деревне Назаровской Чарондской волости Кадниковского уезда (теперь Вожегодский район Вологодской области). Его отец Иван Федорович Тарасов и мать Мария Ивановна были из бедных крестьян. С двенадцати лет Александр работал по хозяйству, раз в год отлучаясь на заработки: ремонтным рабочим на железную дорогу, сплавщиком леса на реку Кубину, плотником в Архангельск. Он в совершенстве овладел всеми крестьянскими работами и несколькими ремеслами: обучился шить сапоги, бондарничать, плести лапти, делать сани, класть печи... Одаренный от природы чуткой отзывчивой душей, живым воображением, наблюдательностью, А.Тарасов, судя по его дневникам, рано почувствовал желание «жить и творить в настоящее время». Откуда-то из тайников души возникает сокровенная мысль стать писателем.

В июне 1919 года А.Тарасов был принят на военную службу в Красную Армию, зачислен в 16-ю роту Первого стрелкового запасного полка Ярославского военного округа. Три с половиной года службы в армии стали для крестьянского паренька большой школой жизни. В качестве первой пробы пера А.Тарасов заносил в дневник сцены красноармейской жизни.

В начале 1921 года красноармейца А.Тарасова послали в Петроград на курсы ликвидаторов неграмотности в институт имени Толмачева. Вскоре он был демобилизован и вернулся в родную деревню Назаровскую. В отцовском доме после смерти матери жило девять человек. Не хватало хлеба, одежды, денег. Отец женился во второй раз, и с мачехой отношения не сложились. А.Тарасов работал по хозяйству с утра до вечера. Мечты о писательском труде казались несбыточными. Чтобы чем-нибудь заполнить осенние вечера, А.Тарасов стал побуждать молодых мужиков к творчеству. Совместными усилиями выпустили рукописный журнал «Деревенское творчество». Он мечтал расширить круг авторов, «ходил как угорелый от радости», но набрать материал для нового номера не удалось. После того, как по сигналам А.Тарасова сняли с работы пьяницу-лесничего, кто-то выбил в отцовской избе все рамы. Александр пошел в волость искать защиты. Ему предложили стать избачом, приняли от него заявление о приеме в партию.

В мае Александр поместил под псевдонимом свою первую корреспонденцию в губернской газете.

Весной 1924 года его приняли в Вологодскую совпартшколу. В Вологде А.Тарасов оказался в центре литературной жизни города. Вновь стала крепнуть мечта о литературном творчестве. Начало его учебы совпало с первыми попытками местных литераторов объединить свои усилия. А.Тарасов входит в созданную осенью 1924 года вологодскую группу поэтов и писателей «Борьба». Раздумывая о писательском предназначении, А.Тарасов останавливает свой выбор на близкой ему теме северной деревни.

Из трех рассказов, опубликованных А.Тарасовым в вологодском литературно-художественном альманахе «Зарницы» (1925), два – «В тумане» и «Ниточка бус» – были навеяны услышанными на военной службе воспоминаниями солдат об участии в первой империалистической войне. Автор размышлял «о далеком бесполезном героизме прошлого, о сильных людях, которые боролись как львы не зная, за что борются и не зная, кому нужны их жизни». А вот третий рассказ, «В лесу», был примечателен неординарным освещением привычного для деревенской прозы тех лет конфликта поколений.

Из очередной поездки в родную деревню А.Тарасов привез сюжет «очерка с натуры» «Васьян», затем появился рассказ «Марья».

После того, как в мае 1926г. из группы «Борьба» выделилась группа «Спайка», А.Тарасов стал одним из её лидеров и взял на себя хлопоты по выявлению способной творческой молодежи. Постепенно в нём зреет желание написать повесть из жизни вологодской деревни.

В 1928г. он приезжает в Няндому Архангельской области. Работает библиотекарем в клубе им. Ленина. Вместе с писателем-земляком Е. Твердовым, который перебрался в Няндому годом раньше, они создают литературный кружок, начинают выпускать литературную газету. Здесь он заканчивает повесть «Будни», начинает работать над повестью «Анна из деревни Грехи». В 1929г. в издательстве «Федерация» выходит его книга «Будни». «Тарасов знает и живет жизнью современной деревни, – писал в рецензии на повесть Е.Ковальчик, – и при дальнейшей более углубленной работе может вырасти в подлинного её художника».

В июне 1929г. А.Тарасов становится участником Первого Всероссийского съезда крестьянских писателей, открывшегося в Москве. В 1931 году переезжает в столицу и становится профессиональным писателем.

Писательскую позицию А.Тарасова отличало пристальное внимание к национальной истории в ее связи с современностью. Сильнейший творческий импульс А.Тарасову дала поездка в родные места в 1934 году, когда писатель вновь окунулся в дела деревни Назаровской. Здесь, в Назаровской, созревает замысел повести «Отец» (1935). Позднее А.Тарасов говорил о том, как создавался образ главного героя: «В натуре такого человека я не видел. Я обобщил всех известных мне стариков, так чувствующих, начитанных, и больше всего взял своего отца – слесаря, собирающего книги и читающего произведения отцов церкви и древних философов».

Поэт северной деревни А.Тарасов находит в работе над повестью «Отец» тот лирический ключ, который поднимает его прозу на новый, более высокий уровень художественности. Писатель погружает антитезу «отец-сын» в атмосферу взаимной любви и добрых чувств, избегая лобового решения конфликта, когда в сердечных беседах в деревенской избе происходит взаимное узнавание. «С повести «Отец», осень 1934 года, начинается мое настоящее», – пишет А.Тарасов в дневнике 14 ноября 1935 года.

В 30-е гг. в журнале «Красная новь» публикуются его основные произведения: повесть «Анна из деревни Грехи» (1936), «Охотник Аверьян» (1938), «Крупный зверь» (1939), главная тема которых – обновление быта и сознания людей в эпоху социалистической перестройки.

Основной лирический мотив рассказа «Анна из деревни Грехи» (1936) – взаимоотношения замужней Анны и колхозного бригадира Никиты – родился из давнего авторского желания «написать о труде колхозной жизни, о любви, о взаимоотношениях людей...». Показывая всю сложность духовной жизни крестьянина, А.Тарасов сознательно вступал в полемику с теми литераторами, в произведениях которых «есть тенденция давать современного мужика сюсюкающим, ограниченным, таким, что у него и язык, и мысли корявые. Он не может любить, страсти у него поверхностные. Я всегда был против этой линии. Мне казалось, что рабочего, колхозника, вообще человека из народа нужно поднимать на такую высоту, какой он совершенно справедливо заслуживает. Он также сильно и ярко может мыслить, у него такой же крепкий и даже гораздо ярче, чем у нас язык».

А.Тарасов на лирических полутонах раскрывает естественное течение мыслей и чувств героев. Прозаик, словно умелый реставратор древней живописи, расчищает образы Анны и Никиты от всего наносного и раскрывает все лучшее в них: природный дар талантливо и щедро любить, азартно и радостно трудиться.

Еще одним свидетельством писательского интереса к нравственным ценностям исторического прошлого, к пройденному крестьянством пути стала повесть А.Тарасова «Крупный зверь» (1939), где завязанные еще в дореволюционной жизни конфликты искусно переплетены с социальной проблематикой колхозного села, а герои, старые охотники Лавер и Онисим, имеют реальных прототипов. Незначительный случай, ставший причиной размолвки вчерашних друзей (колхозным охотником выбирают Онисима, отказав Лаверу), постепенно развертывается в живописное художественное полотно, раскрывающее поэзию крестьянской души.

Девять лет вынашивал писатель замысел произведения о любви деревенского парня. Воплощением этого замысла стала повесть «Охотник Аверьян» (1939) – история человека, наделенного радостным, светлым восприятием мира, тонким пониманием красоты. Начинается повесть со случайной встречи обремененного семьей колхозного счетовода Аверьяна и замужней женщины Настасьи. Отныне в восприятии влюбленного героя «земля полна материнской силы, тончайших запахов, звуков и красок. Мир расширяется до беспредельности, и он, маленький человек, снова не может спать по ночам, весь охваченный желанием бежать и слушать весенние голоса, шорохи, ощущать теплое дыхание земли...». А.Тарасов с большим искусством прослеживает развитие любовных отношений вплоть до момента, когда Аверьян во имя сохранения семьи, счастья дочери отказывается от встреч с Настасьей. Автору удались описания противоречивых душевных состояний героя: от смятения и страха перед необыкновенной силой чувства до «гложущего» сердце ненасытного желания быть возле Настасьи. Любовь не унижает, а возвышает героя; он выходит из испытаний с еще большей верой в добрые силы.

Герой следующей повести «Возвращение Аверьяна» (1940) по-прежнему одержим верой в правду и человечность, но на этот раз задача его намного сложней: если раньше ему достаточно было разобраться в собственных переживаниях, то теперь предстоит вступить в борьбу с людьми, которые умело прикрывают карьеристские цели, нравственную ущербность ловко выхваченными политическими лозунгами, не гнушаются настрочить донос, распустить сплетню, делают все, чтобы опорочить честного человека.

Драматические события, которые развертываются в партийной ячейке деревни, отражали хорошо известные А.Тарасову и распространенные во второй половине 30-х годов факты злоупотребления властью, незаконного репрессирования на основе «подметных» писем. Прозаик делает успешную попытку разобраться в причинах таких явлений, понять нравственную природу людей, почувствовавших себя «на коне» в условиях культа личности.

Критика 1930-х годов долгое время замалчивала творчество Александра Тарасова. «Все труднее и труднее становится читать рецензии о книгах. До сих пор обо мне нигде ни строчки, – писал А.Тарасов в дневнике 7 марта 1940 года. – Невыразимо тяжело. Не могу работать».

Перед самой войной в печати появились доброжелательные рецензии на книгу А.Тарасова «Крупный зверь». Марк Серебрянский в своей статье отметил, что важнейшая особенность прозы А.Тарасова «заключается в пристальном внимании молодого художника к психологии нового человека, которая проявляется в области самых тончайших человеческих чувств и переживаний – любви, дружбы, отношений к женщине, к детям».

Героем своего следующего произведения – «романа о старой деревне» – писатель хотел изобразить крестьянина с беспокойной творческой жилкой, мастера на все руки. Однако реализовать эту мечту А.Тарасову помешала война.

Александр Тарасов погиб под Москвой 30 сентября 1941 года.

Сочинения:

В лесу ; В тумане ; Ниточка бус : рассказы // Зарницы : лит.-худож. альм.- Вологда, 1925.- Кн.1.- С. 43-60.
Будни : повесть.- М., 1929.
Встреча : рассказ // Звезда Севера.- 1932.- № 4/5.- С. 80.
Анна из деревни Грехи : повесть // Красная новь.- 1936.- № 6.- С. 38-54.
Крупный зверь : повести и рассказы.- М., 1939.
Охотник Аверьян : повесть.- М., 1941.
Повести и рассказы /[послесл. Б.Валецкого]. М., 1946.
Охотник Аверьян : [повести и рассказы] / [вступ. ст. Ю. И. Дюжева].- Архангельск ; Вологда, 1986.- (Сер. "Русский Север").

Литература:

Бобрышев В. Крупный зверь / В. Бобрышев // Литературное обозрение.- 1940.- № 6.- С. 16-21.
Замошкин Н. Лес битвы / Н. Замошкин // Красная новь.- 1940.- № 4.- С.204-215.
Писатели-вологжане (1917-1957): биобиблиогр. справ. / сост. Е. А. Кондратьева.- Вологда, 1958.- С. 96-99.
Калашников В. А. Тарасов Александр Иванович / В. А. Калашников // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А.А. Сурков.- М., 1972.- Т. 7.- Стб. 386-387.
Дюжев Ю. И. А. И. Тарасов (1900-1941) / Ю. И. Дюжев //История русской прозы Европейского Севера первой половины XX века / Ю. И. Дюжев.- Петрозаводск, 2002.- С. 127-135.