Места на Литературной карте: г.Архангельск

Евгений Иванович ЗамятинНа фотографии: Евгений Иванович Замятин

(20.I.1884, г. Лебедянь Тамбовской губ. – 10.III.1937, Париж)

 

Евгений Замятин родился в семье священника. Он окончил гимназию в Воронеже в 1902 году. Здесь проявилась склонность будущего писателя к литературе, однако он выбрал специальность инженера и поступил в Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Студентом вступил в РСДРП, о чем впоследствии писал: «В те годы быть большевиком – значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком». За участие в революционной деятельности Е. Замятин был арестован и заключен в тюрьму. После нескольких месяцев заключения его освободили и выслали в город Лебедянь под надзор полиции. В августе 1906 года надзор был снят, но писателю запретили жить в Петербурге. Е. И. Замятин вернулся в столицу нелегально.

В 1908 году Евгений Замятин окончил институт, вышел из партии. Он был оставлен при кафедре корабельной архитектуры. С 1911 года писатель начал преподавать и одновременно работал инженером. Е. И. Замятин публиковал свои статьи по специальности в петербургских научных журналах. Свои первые литературные опыты (рассказы «Один» и «Девушка») писатель оценивал критически. В 1911 году он был выслан из Петербурга за нелегальное проживание в столице, поселился в Сестрорецке, а затем в Лахте, на берегу Финского залива. Там он написал повесть «Уездное», которая стала первым серьезным выступлением Замятина в литературе, вызвавшим много откликов в печати и высокую оценку М. Горького, А. Ремизова, Б. Пильняка и др.

В 1913 году, в связи с объявленной к 300-летию Дома Романовых амнистией, писателю разрешили жить в столице, но по совету врачей ему пришлось на время уехать на юг. В Николаеве, черноморском военном и торговом порту, он работал инженером и продолжал писать. Создал несколько рассказов и повесть «На куличках», в которой изобразил повседневную жизнь военного гарнизона в дальневосточной провинции. За публикацию этой повести писателя обвинили в оскорблении русского офицерства, а номер журнала «Заветы», где она была напечатана, конфисковала цензура. Впоследствии автор и редактор журнала были привлечены к суду.

В 1913–1915 гг. Евгений Замятин работал на многих судостроительных заводах России. Об этом писатель рассказал в своей автобиографии: «Три следующих года – корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи, постройки… Много связанных с работой поездок по России: Волга, вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурман, Кавказ, Крым». Среди писем, которые Е. И. Замятин писал своим родным и знакомым в 1914–1915 гг., есть и письма из Архангельска, где он оказался в августе 2015 года по служебным делам. В Архангельске Замятин осматривал подводные лодки. Из-за отсутствия мест в гостинице жил и питался на ледоколе «Канада».

В сентябре 1915 г. за публикацию повести «На куличиках» Замятина решением Петербургского окружного суда выслали на Север, в Кемь. Пребывание в ссылке дало материал для северных рассказов «Африка», «Ёла» и повести «Север».

Литературный критик Е. Ш. Галимова считает, что Север оказал на писателя благотворное влияние. «Е. Замятин, автор знаменитого романа «Мы», родился и рос в маленьком городке Лебедяни на юге России.., – пишет она. – И долгие годы жизнь русской провинции, отразившаяся в повестях «Уездное» (1913), «Алатырь» (1914) и многих ранних рассказах писателя воспринималась им как мертвое, навеки застывшее царство бездуховности, в котором правят животные инстинкты, тупость и алчность. Во многом это представление об агрессивно-мещанской кондовой Руси определило революционность Замятина, привело его к социал-демократам. Но вот в 1915 году писатель приезжает в Поморье, и его представление о сущности национальной жизни и русского характера коренным образом меняется. Он видит людей-богатырей, могучих телом и сильных духом, он видит жизнь, полную трудов и риска, видит настоящие, глубокие человеческие чувства. И из-под его пера выходят рассказы, разительно отличающиеся от всего, написанного им прежде. Впервые в его произведениях появляются сильные и чистые характеры русских людей. Сегодня мало кто знает о поездке Замятина к Белому морю, мало упоминают исследователи его творчества. Действительно, поездка была совсем недолгой, но она стала переломным событием в его творчестве, и, думаю, сам писатель не считал свою встречу с Севером малозначительным эпизодом». По мнению Е. Ш. Галимовой, на Е. И. Замятина, как и на других писателей, побывавших на Севере, нравственное влияние оказали уклад жизни поморов, их мировоззрение, характеры и судьбы.

В последующие годы Евгений Замятин продолжал писать различные по жанру и стилю рассказы из провинциальной жизни: «Старшина» (1915), «Алтарь» (1915), «Письменно»(1916), «Африка» (1916). Повесть Е. И. Замятина «Север» была написана в 1918–1919 гг. Замысел этой повести, по словам писателя, возник еще в 1915 году, во время его пребывания на Севере – в Кеми, в Соловках, в Сороке. Однако тогда этот замысел не получил завершения. Замятин вспоминал, что спустя два года в вагоне он «услышал разговор о медвежьей охоте, о том, что единственное средство спастись от медведя – притвориться мертвым», и тогда родился конец повести «Север». В этом произведении повседневным заботам о хлебе насущном противопоставлены мечты героя о несбыточном, об искусственном солнце, которое рассеет полярную ночь.

Во время 1-й мировой войны, в марте 1916 года, Е. И. Замятина командировали в Великобританию наблюдать за строительством ледоколов для российского флота. За границей была написана повесть «Островитяне», где Е. Замятин со свойственной ему иронией изобразил английское «уездное», увиденное им во время работы в торговых портах Англии. В сентябре 1917 года Е. И. Замятин возвратился в Петроград. Рассказ писателя «Ловец человеков» (1917–18 гг.) продолжает тему повести «Островитяне». Английские впечатления во многом определяют и замысел самого крупного и сложного произведения Е. И. Замятина – романа «Мы», задуманного в 1917–18 гг., а законченного не позднее 1921 года. В этом произведении дана сатирическая картина тоталитарного общества будущего, в котором жесткий контроль коллектива над личностью привел к полному господству «мы» над «я». По цензурным соображениям роман не был опубликован в России, несмотря на все усилия Евгения Замятина. Однако состоялась «устная публикация» произведения. Зимой 1921–22 гг. в течение двух вечеров автор прочел свой роман при полном зале в Петербургском институте истории искусств.

В своих сатирических зарисовках писатель высмеивает беспомощность попыток новой власти построить иной мир. Евгений Замятин разрабатывает собственную философию жизни, главное место в которой занимает проблема человеческой свободы. В 1919 году писатель был арестован по делу «левых эсеров», а в сентябре 1922 года снова подвергся аресту, оказавшись в составе группы известных философов и литераторов, которых правительство решило выслать из России. Друзья стали хлопотать перед властями и добились отмены приговора.

Оставшись в России, писатель продолжал писать. В рассказах «Мамай» (1921) и «Пещера» (1922) Е. Замятин с саркастической усмешкой и в то же время со скрытой жалостью к человеку показывает, как в условиях голодного и холодного советского быта на смену цивилизации приходит пещерный каменный век. Свои идеи и понимание происходящего Евгений Иванович воплотил в пьесах «Огни Святого Доминика» и «Блоха».

В 1929 году в писательских кругах разразился скандал в связи с публикацией романа «Мы» в Праге. В конце 20-х гг. стало ясно, насколько верными оказались пророчества Замятина в романе: в нем предсказаны тотальная коллективизация, террор, культ личности, методы психической обработки людей и их превращения в послушную массу. От писателя требовали публичного признания своих ошибок и отказа от своего произведения. Е. И. Замятин вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему уехать за границу. В просьбе ему было отказано. В театрах запрещались постановки его пьес, его книги изымались из библиотек, в издательствах приостанавливался выпуск его произведений.

Не видя выхода из сложившегося положения, Евгений Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу. По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России. Писатель жил в Риге, Берлине и Париже. За границей Е. И. Замятин работал над киносценариями по произведениям русской классики («Война и мир», «Пиковая дама» и др.). В эмиграции он написал рассказы «Часы», «Встреча», «Лев», «Видение» и продолжал работать над романом «Бич божий».

Е. И. Замятин умер 10 марта 1937 года. Он похоронен на кладбище Тие в предместье Парижа.

Сочинения:

Ела : рассказ // Северные просторы. – 1990. – № 2. – С. 28–32.

Автобиография // Уездное. Мы : романы. Платонов А. Котлован. Ювенильное море : романы. — М., 1996. — С. 459–468;
Север: повесть // Рукописные памятники. Вып. 3. Ч. 2. : рукописное наследие Е. И. Замятина. — СПб., 1997. — С. 445–477.

Север : [повести, рассказы, публицистика, лекции] / [сост., предисл. и примеч. С.Федякина]. – Москва: [Фонд поддержки экон. развития стран СНГ], 2009. – 285 с.

 

Литература:

Стрижев А. Литературная студия Замятина // Литературная учеба. — 1988. — № 5. — С. 118–119;
Рукописные памятники. Вып. 3. Ч. 2.: рукописное наследие Е. И. Замятина. — СПб., 1997. — С. 477, 519;
Галимова Е. Ш. «…Под жемчужно-восковым небом Севера» // Двина. — 2001. — № 1-2. — С. 6–7.

Давыдова Т. Т. Замятинская энциклопедия / Т. Т. Давыдова. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — С. 72–75, 202–204, 521–524, 695–696.