В Северном морском музее открылась новая выставка «Долгая выдержка», посвященная 140-летию со дня рождения Николая Пинегина — знаменитого полярника, снявшего первый документальный фильм об Арктике и сделавшего более ста лет назад цветные фотографии высоких широт.
Судьба и творчество Пинегина — пример жизни человека неоднозначной, но очень яркой эпохи. В ней, как в зеркале, отразились все трагические и героические события, произошедшие в России в первой трети ХХ века: юношеские скитания по стране, романтическое увлечение Севером, работа на Дальнем Востоке, знакомство и дружба с Г. Я. Седовым. Кстати, в 1912 году Пинегин получил сразу два предложения об участии в полярной экспедиции — от Владимира Русанова и Георгия Седова. Приняв приглашение последнего, он определил свою судьбу навсегда. После возвращения был мучительный поиск себя, сначала во время службы на Черноморском флоте, а затем в эмиграции, где он вошел в круг известных деятелей культуры русского зарубежья.
В 1923 году — возвращение на Родину, где Пинегин с головой уходит в работу по изучению Арктики. Уже через год совместно с Б. Г. Чухновским он совершает первые рекогносцировочные полеты над Новой Землей. В 1925 Пинегин разрабатывает планы исследования Северной Земли, издает дневники полярных экспедиций, трудится в Арктическом институте. В 1927-1930 гг. проектирует, строит и возглавляет полярную станцию на Ляховских островах, в 1931 году участвует в первой туристической экспедиции на Землю Франца-Иосифа, в 1932 году руководит экспедицией на «Малыгине», поставившей рекорд самого северного свободного плавания на широте 82°27′, готовит и публикует новые книги, редактирует научные журналы, практически в одиночку создает Музей Арктики. В 1935 году Пинегин попадает в жернова политических репрессий и отправляется в ссылку в Казахстан, откуда при помощи друзей В. Визе и К. Федина возвращается назад в Ленинград, где до конца своих дней продолжает активную литературную и просветительскую работу.
Н. В. Пинегин сыграл ключевую роль в сохранении и популяризации наследия экспедиции Г. Я. Седова. Участие в ней в качестве историографа, фотографа — важнейшее событие в его жизни. Он первым запечатлел на кинопленку Русскую Арктику!
Именно Пинегин, живший во второй половине 1930-х в знаменитом «Писательском доме» № 9 на канале Грибоедова в Ленинграде, стал тем уникальным источником, из которого черпал информацию об Арктике его сосед — Вениамин Каверин — при написании главного приключенческого романа советской эпохи «Два капитана».
В течении экспедиции Седова Николаем Васильевичем было сделано более 1 000 снимков, отсняты километры кинопленки, подготовлено множество картин и этюдов. Особое значение имеют стеклянные цветные диапозитивы, вручную раскрашенные профессиональным художником Пинегиным, специально для демонстрации с помощью т. н. «волшебного фонаря» — аппарата для проекции изображений. «Туманные картины» представляли далекую Арктику в цвете и сопровождали выступления Н. В. Пинегина в Архангельске, Петрограде и Москве... Эти диапозитивы долгие годы сохранялись в семье художника, а в 1992 году были переданы вдовой Николая Васильевича — Еленой Матвеевной Пинегиной в фонды Северного морского музея. Впервые изображения всей коллекции, состоящей из 106 стеклянных пластин, представлены на выставке.
Название проекта — «Долгая выдержка» — несет три важных смысла. Во-первых, это буквальное название элемента фотографического процесса — интервала времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала. Долгая выдержка традиционно используется для передачи течения времени в кадре. И это отсылает нас ко второму смыслу названия — длительным зимовкам в условиях полярной ночи, для которых, конечно требуется «долгая выдержка». И третий смысл названия заключен в том, что фактически впервые весь массив этих снимков представлен публике спустя 110 лет после того, как они были сделаны, и это уже долгая выдержка в пространстве и времени.
При всем многообразии своей деятельности и кипучей энергии, регулярно отправлявшей его в далекие края, Николай Васильевич всегда трепетно относился к своей семье и близким, ценил домашний уют и был истинным русским интеллигентом. При подготовке выставки важную роль сыграли новые документы и фотографии, открытки и рукописи, любезно переданные наследниками Николая Васильевича Пинегина и исследователями его биографии. Они помогли существенно расширить наши представление о жизни и творчестве выдающегося человека и исследователя!
География пинегинской судьбы обширна — Елабуга и Прага, Казань и Берлин, Константинополь и Севастополь, Харбин и Мурманск, Санкт-Петербург и Москва, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, Ляховские острова. Однако Архангельск в его биографии — город особый. Именно отсюда начинался его путь к Северу. Отсюда, вместе с Седовым, он ушел в самую важную экспедицию своей жизни. Позднее, в 1930-е годы, он еще дважды уходил в Арктику из Архангельска. Здесь жили и до сих пор живут его родственники. Здесь о нем помнят.
20 мая на Книжном Салоне в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь) директор Северного морского музея Евгений Тенетов рассказал об издательской деятельности учреждения и представил две книги: альбом «Долгая выдержка» и книгу для детей «Как в Архангельском городе корабли строили». Также он принял участие в открытии выставки Литературного музея «ХХ век», посвящённой писателям-полярникам и в том числе Николаю Пинегину. Копии диапозитивов Пинегина были представлены Северным морским музеем.
Репортаж Инги Рудаковой с открытия выставки «Долгая выдержка»
Источник:
Сообщество «ВК» «Северный морской музей»