Новости
 Афиша
 Фотогалерея
 Книжная полка
 О проекте
Главная
Провинция у моря
АРО ООО "Союз писателей России"
Поэтическая жизнь Севера
Литературная жизнь Севера
Памятные даты
Литературная карта

Литературный Север / Книжная полка

Книжная полка

Фокина О. А. "Избранное"

Фокина О. А. Избранное / Ольга Фокина ; ГБУК Арханг. обл. "Арханг. обл. науч. ордена "Знак Почёта" б-ка им. Н. А. Добролюбова ; сост. Л. Е. Каршина, Н. А. Королькова ; авт. вступ. ст. Е. Ш. Галимова. - Архангельск : АОНБ им. Н.А. Добролюбова, 2021. - 271 с. : ил. - (Северная библиотека. Поэзия).

О книге:

Книга стихов Ольги Фокиной «Избранное», подготовленная АОНБ им. Н.А. Добролюбова - первая книга проекта «Северная библиотека», вышедшая в подсерии «Поэзия». Ольга Александровна Фокина – известная русская поэтесса, лауреат Государственной премии РСФСР. Сборники её стихов редко задерживаются на полках книжных магазинов, они пользуются неизменным спросом у читателей библиотек. Это и стало одним из поводов для издания сборника её избранных произведений. Книгу составили стихи разных лет, опубликованные в сборниках поэтессы «Сыр-бор», «Островок», «Маков день», «От имени серпа», «За той за Тоймой…», «Разнобережье», «В нашу честь» и др. Стихи Ольги Фокиной проникнуты любовью к родному краю, его природе, землякам-северянам. В её стихах слышна живая разговорная речь с её интонациями, лексикой, для поэтессы характерны традиционные приёмы и образы народного поэтического творчества, прежде всего – песенной лирики, её мелодика. В лучших стихах О. Фокиной последних лет всё больше раздумий о времени, о судьбах деревни, Родины. «Созданный ею художественный мир так значим, богат, содержателен и прекрасен, - пишет во вступительной статье к сборнику литературовед Е.Ш. Галимова, - что не будь его, заметно обеднела бы русская лирика. Но сегодня представить себе отечественную словесность без стихов Фокиной просто невозможно».

Сборник Ольги Фокиной «Избранное» вышел тиражом 1000 экземпляров. Книги на безвозмездной основе будут переданы в фонды общедоступных и школьных библиотек Архангельской области.

Подробнее >>


Турченко И. И. "От Марьяны до Маремьяны"

Турченко И. И. От Марьяны до Маремьяны : [рассказы] / Ирина Турченко. - Архангельск : Лоция, 2020. - 109, [2] с. - (Гринфест).

О книге:

Книга «От Марьяны до Маремьяны» вышла в 2020 году в архангельском издательстве «Лоция». Это вторая книга плесецкого прозаика Ирины Ивановны Турченко. Издание книги стало возможным благодаря победе автора в VI-м литературно-музыкальном Гриновском фестивале-конкурсе «Остров надежды», проходившем в Архангельске в 2019 году.

Много удивительных историй о родном крае и его людях знает Ирина Ивановна и готова поделиться ими с читателями. В книгу вошли не только уже известные и полюбившиеся северянам произведения, но и новые, написанные в последние годы. Герои рассказов – «деревенские русские люди», жизнь которых заставляет читателя то улыбнуться, то взгрустнуть, то призадуматься.

Литературовед Елена Шамильевна Галимова так отозвалась о творчестве писательницы: «Рассказы Ирины Турченко вписаны в дорогую для русской литературы традицию жанра рассказа. И работа её в этом жанре весьма успешна: рассказы отличаются и жизненной, и художественной достоверностью. Привлекают силой любви, которую испытывает автор к родной земле и её людям, радуют точностью и яркостью словоупотребления, выразительной мелодикой и тем особым чувством меры и такта, без которого хороший рассказ немыслим. Она пишет лирические рассказы и рассказы-портреты, рассказы-судьбы и рассказы-зарисовки, причём пафос, эмоциональная палитра её прозы весьма богата: от проникновенно исповедальной до юмористической тональности».

В книгу «От Марьяны до Маремьяны» вошли не только уже известные и полюбившиеся северянам произведения, но и новые, написанные в последние годы.

Подробнее >>


Корзова О. «Они – моя родня»

Корзова О. В. Они – моя родня / Ольга Корзова. – Москва : Изд-во РСП, 2020. – 120 с.

О книге:

«Этот сборник включает в себя стихи, написанные в основном в 2010-е годы. Многое устоялось, стало понятным – и в жизни страны, и в судьбе родной деревни, и в собственной жизни автора. В этом сборнике нет деления на разделы, все восемьдесят четыре стихотворения составляют цельную поэтическую книгу с единым лирическим сюжетом, который, может быть, не сразу, но угадывается, ощущается внутренний ритм, логика развития этого сюжета как целостного проживания большого этапа жизни. <…>

Общий настрой, определяющий эмоциональную окраску третьей поэтической книги Корзовой в целом, – щемящая, пронзительная, благоговейная любовь к родным местам, к живущим здесь и к ушедшим навсегда людям, к самой жизни – драгоценной, единственной. Но чувство, которым наполнены стихи, не экстатично, это не всплески эмоций, а ровная, не подверженная сиюминутному настроению лирической героини (которое, конечно, бывает разным) теплота любви, той, которая «не пройдёт» и «не отпустит». Эта любовь часто полна боли и грусти, поскольку человек обречён маяться «от суеты, от власти бесполезной, / От горло захлестнувшей горькой тьмы. / И новый век своей пятой железной / Вытаптывает след былых времён, / А вместе с ним – и сердце человечье».

И всё же сборник получился светлым. В нём меньше тревоги и смятения, чем в предыдущих книгах Ольги Корзовой, и больше спокойной мудрости. Жизнерадостными, а тем паче оптимистичными, стихи, составившие книгу «Они – моя родня», не назовёшь, но в них нет отчаяния и безысходности. Есть приятие мира, приятие жизни со всеми её горестями и радостями, бедами и заботами. И есть благодарность, благодарное чувство, обращённое к предкам ли, ко всему мирозданию, к самой жизни или к Богу – за возможность видеть «первоцветенье трав», слышать «серебряный говор волн», вдыхать запах вешнего воздуха и дикого мёда. «Северным небом синим / Хочется жить да жить», – это признание весомо, потому что выношено, выстрадано».

                                                                                                                                                                                                  Елена Галимова

Подробнее >>


Кемакова И. "Книга осени"

Кемакова И. Л. Книга осени : [стихи] / Ирина Кемакова. – Архангельск : Лоция, 2020. – 56 с.

О книге:

«Книга осени» - третий по счёту сборник Ирины Кемаковой. После победы в 6-м литературно-музыкальном Гриновском фестивале-конкурсе «Остров надежды», проходившем в Архангельске в 2019 году, Ирина подготовила цикл стихотворений, которые и стали основой этого сборника.

Темы природы, деревни, любви, философского осмысления жизни по-прежнему главенствуют в её стихах.

Тема деревни занимает в творческом багаже поэтессы довольно много места. Её стихи о деревне минорны. И это понятно: деревня стареет, вымирает, разъезжается по городам молодёжь. Но нет смакования деревенских проблем, нет и озлобления действительностью. Поэтесса, рассказывая о том, что её волнует, ведёт с читателем тихий, спокойный, доверительный разговор о жизни, далеко не всегда радостной. При этом через все её стихи светлой нитью проходит любовь – к родному краю, к его людям. Люди в стихах Ирины – главное. Именно в них она находит источник вдохновения. Её герои всегда красивы и красота эта настоящая, не придуманная. Просто Ирина умеет разглядеть её и показать другим. «Вдумчивой поэтессой с открытым сердцем» назвал Ирину Кемакову её земляк поэт Александр Логинов.

 Но поэтесса, наверное, не состоялась бы, если бы сосредоточилась на одной теме. Много в сборнике любовной лирики, вдохновляет её и красота родной северной природы. Ирину волнует всё то же самое, что волнует её читателей. И она делится с ними своими наблюдениями, своим пониманием мира, делая это искренне, без фальши. Поэтому стихи её задевают за живое, воспринимаются как-то особенно душевно.

В предисловии ко второй, предыдущей, книге поэтессы «Челобитная деревне» петербургский поэт, журналист С. Чинаров пишет: «Сейчас Ирина Кемакова ещё только в начале творческого пути… Но она уже раскрылась как серьёзный, сильный поэт. И вполне можно надеяться, что этот самый творческий путь поэтессы будет долгим и плодотворным».

Подробнее >>


Личутин В. В. "Я ведь брат твой..."

Личутин В. В. «Я ведь брат твой…» / Владимир Личутин ; редкол.: А. Ю. Большакова (гл. ред.) [и др.]. – Москва : Вече, печ. 2018. – 477 с. – (Собрание сочинений : в 14 томах).

О книге:

В 2015 – 2019 годах московское издательство «Вече» предприняло издание собрания сочинений В.Личутина. Всего вышло 14 томов. На их страницах – художественная проза, мемуары, публицистика. 13-й том собрания сочинений посвящён русскому писателю Алексею Павловичу Чапыгину. В.Личутин обратился к А. Чапыгину, мечтая вытащить его из забвения, и потому, что оба они – уроженцы Архангельского края, и потому, что А.Чапыгин был выдающимся писателем, которого ставили на один уровень с Буниным, а ныне – полностью забыли. Писалась книга трудно. «Очень трудно писать правду. Я пишу не только о Чапыгине, но и о времени, которое один в один напоминает нынешнее… Страшно, если страна впадёт в новую смуту. Поэтому и хочется посмотреть – что там было. Только правдиво», - признаётся автор. Собирая материал, много работал в архивах, ездил на родину А.П. Чапыгина в деревню Закумихинскую (Плесецкий район Архангельской области).

Впервые Личутин побывал в этих местах в 1959 году, когда его,19-летнего слесаря пермиловского лесозавода, отправили на Онегу помогать колхозу «сена ставить». В 1970-м приехал в Закумихинскую уже в качестве корреспондента газеты, зная, что отсюда родом известный писатель А. П. Чапыгин. После этой поездки появилась статья, в которой В.Личутин поделился своими впечатлениями с читателями «Правды Севера». И вот, спустя много лет, он снова обратился к Чапыгину, находя сходство его и своей судьбы и пытаясь понять, как возникает это преображение безграмотного мальчишки в писателя, проследить, как возникали повести и рассказы, откуда приходили персонажи и насколько сам писатель, как личность незаурядная, входит в текст.

«Я пишу не исследование творчества Чапыгина и не критику его трудов, не анализ героев, не философский трактат, – но судьбу знаменитого когда-то русского писателя, выбравшегося на полуденный свет не в самые лучшие времена из пашенных крестьян, из бессловесной «почвы» на всеобщее посмотрение и почтение самой изысканной публики начала века. Я не претендую на абсолютную точность изложения, на глубокое прочтение трудов Алексея Павловича, чтобы прояснить их идейную сущность и художественное своеобразие», – пишет в книге автор.

Размышляя над портретом А.П. Чапыгина, над его судьбой, Личутин снова и снова сетует на то, что писать о нём трудно: «вроде бы весь раскрыт, и весь скрыт за временем, никак не разобрать, где истинное обличье нашего героя, настолько всё спутано, переплетено с другими судьбами известных исторических персонажей». А хочется «вылепить из него нечто плотское, что можно потрогать руками… Всё правда и всё неправда, всё приблизительно и ложно в воспоминаниях даже близких Чапыгину людей». Да и воспоминаний этих немного, несмортя на то, что Чапыгин встречался со всеми знаменитостями Серебряного века.

Он дружил с М. Гнесиным, С. Есениным, Н. Клюевым, Л. Рейснер, А. Лозина-Лозинским, был знаком с В. Короленко, Ф. Шаляпиным, В. Маяковским, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блоком, А. Ремизовым, Ф. Сологубом,  часто посещал салоны, где читал свои рассказы, был участником Литературных сред В. Иванова, частым гостем вечеров у Мережковского и Гиппиус… Но мало осталось о нём свидетельств. Вспоминают о нём в основном писатели-земляки: К. Одинцов, А. Чуркин, М. Черноков. Их воспоминания приведены в книге. В. Личутин поместил в книгу и переписку А. Чапыгина с М. Горьким. Горький высоко ценил талант А. Чапыгина и собирался написать о нём, но не успел.

О Чапыгине трудно вспоминать без его окружения: он любил одиночество, но был всегда в толпе. Поэтому Личутин делает лёгкие зарисовки о М.Гнесине, М Цветаевой, З. Гиппиус, Л. Рейснер и других, чтобы воссоздать хотя бы приблизительно то время, дать беглый очерк окружению Чапыгина.

И постепенно вслед за автором погружаешься в смутное время начала века, когда страна переживала революционные потрясения, которые корёжили людские судьбы, когда в «сатанеющем русском обществе» «быстро забыли в бесплодной говорильне о братней любви, о христовом восклицании-призыве: «Опомнитесь, дети мои, оглянитесь вокруг по-детски наивными глазами: ведь я брат ваш».

Рисуя портрет А. Чапыгина и его времени, автор отвлекается на размышления о народе, о русской душе, на похвальное слово русской печи, попутно рассказывает о северном богатыре Иване Лобанов, о сказках и быличках севера, приводя некоторые из них.

Книга получилась. И состоялось знакомство с Алексеем Чапыгиным, которого принимаешь близко и которому сочувствуешь. Самобытный писатель, подлинный художник, никому не подражавший, «он вышел из народа и от народа нёс ту творческую жизнь, которая создавала его произведения. Подражать Чапыгину нельзя. И нельзя стать равным ему, не имея такой же как он самобытности», - заключает Личутин. И потому очень жаль автору, что «живём с таким небрежением к писателю, редкостному не только для северов, но для всей русской литературы».

В книгу «Я ведь брат твой…» вошли также две небольшие вещи, названные В. Личутиным «опытом психоанализа»: «Сукин сын» и «Авось, небось и Богородица».

Подробнее >>



1 2 3 4 5 6 >>